Главные события 2022 года по версии «Хроники Туркменистана»

Важное

Кира Крамер

Заканчивается очередной сложный для всего мира год, главной новостью которого стало военное вторжение России в Украину.  В Туркменистане же 2022-ой стал годом перехода к двойному управлению страной, насаждения традиционных национальных ценностей и нарушения прав женщин. Не менее неожиданной стала и просьба властей в адрес руководства Турции ввести визовый режим для своих граждан. «Хроника Туркменистана» вспоминает эти и другие важные события, которыми запомнится уходящий год.

Семейное управление

19 марта в Ашхабаде состоялась церемония инаугурации третьего президента Туркменистана, которым, набрав скромные, по сравнению с отцом, 72,97% голосов, стал Сердар Бердымухамедов

Избрание нового главы государства не привело к значимым переменам в политике страны. Бердымухамедов-младший не привел новые лица в Кабинет Министров, а все важные встречи как с экс-коллегами, так и с бизнесменами вначале проводит его отец — ныне председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов. Более того, именно на совещаниях с участием отца, проведение которых не соответствует его должности, звучит резкая критика в адрес вице-премьеров за происходящий регресс в экономике Туркменистана. Да и зарубежных поездок у отца тоже не стало меньше – это и участие прошедшем в Узбекистане заседании Совета глав государств Организации тюркских государств, и визиты в Россию, Японию и Корею.

А в это время Сердар с откровенно скучающим видом проводит еженедельные совещания с главами регионов и заседания кабмина, по бумажке читает слова во время встреч с коллегами и без особого энтузиазма занимается прочими положенными по протоколу церемониальными вещами, будь то возложение венков на праздники или высадка саженцев. Президентство явно не приносит ему такого удовольствия, как отцу.

Традиционный патриархат

Весной Туркменистан упоминался во всех мировых СМИ, теперь уже как страна, где женщинам запрещают пользоваться косметикой, делать уколы ботокса, красить брови и даже наращивать ногти. Как и все подобные запреты, этот также был негласным, а поэтому исполнялся чиновниками по их усмотрению. Где-то были закрыты салоны красоты, где-то пропали с полок магазинов лаки для ногтей и краска для волос. Одновременно с запретами, со студентками и женской частью коллективов бюджетных организаций по всей стране проводились собрания на тему нравственности и соблюдения национальных традиций, а СМИ посвящали этому вопросу целые статьи.

Спустя несколько месяцев запреты поутихли и сейчас туркменские женщин могут свободно посещать парикмахерские и подкалывать губы. Но для остального мира Туркменистан так и остался страной, где женщинам «грозит штраф за ботокс и накладные ногти».

В продолжение женской темы напомним, что в этом году вышел очень откровенный для страны, где замалчивается любая проблема, доклад о положении женщины в семье. Согласно проведенному ЮНФПА исследованию, каждая восьмая женщина в Туркменистане (12%) когда-либо в жизни подвергалась физическому и/или сексуальному насилию со стороны супруга или партнера. Между тем пострадавшие женщины очень редко обращались в местные органы власти и к представителям общественных организаций, потому что «не хотели запятнать честь семьи». Однако пока признание проблемы не стало первым шагом на пути к ее исправлению. Скорее, проведение исследования было необходимым условием со стороны международных организаций.

Не нужен нам берег турецкий

Турция, страна в которую большинство туркменских мигрантов могли свободно ездить на заработки, все-таки ввела визовый режим с Туркменистаном. Это произошло 13 сентября. Решение было принято по просьбе туркменских властей, которые объяснили это «стремлением совершенствовать и ввести на системной основе правила пребывания» своих граждан в Турции.

Вероятнее всего, что такую «просьбу» спровоцировал массовый отъезд населения и оппозиционные выступления находящихся за рубежом туркменских граждан. В 2020-2021 годах они провели рекордное количество акций протеста в Стамбуле. Активисты критиковали режим Бердымухамедова уже не только за экономические проблемы и обнищание населения, но и за замалчивание данных о жертвах урагана в Лебапе и якобы отсутствие коронавируса, что не могло не раздражать действующую власть. За это активистов избивали и отправляли в депортационные центры. Теперь гражданам Туркменистана стало еще сложнее покинуть страну.  

Нехватка воды

Туркменистан уже не первый год страдает от засухи и маловодья, а нынешний год и вовсе стал одним из самых засушливых для страны. Независимые СМИ регулярно пишут о проблемах как с водоснабжением населения, так и с поливом полей, однако только весной этого года руководство страны признало эту системную проблему.

В первых числах мая президент приказал курирующему сферу АПК вице-премьеру провести анализ орошения посевных полей, состояния рек и каналов, а также заняться их очисткой и внедрением водосберегающих технологий. Месяц спустя глава государства чиновника уволил, поручив новому  обследовать и очистить русла рек, начав с Амударьи и Каракумского канала. Министрам также было приказано изучить возможность строительства опреснительных установок и подачи воды в Ашхабад из Каспийского моря. 

В течение последующих месяцев чиновники традиционно стали отчитываться о «работах по улучшению водоснабжения» того или иного региона. Что касается конкретных действий, то пока лишь началось строительство водохранилища в Дашогузском велаяте, составлено ТЭО строительства опреснительного завода для жителей Балканского региона. Вместе с этим летом и в столице и регионах по-прежнему регулярно отключали водоснабжение.

Провальная хлопковая кампания

Еще одним событием в сфере сельского хозяйства стало отсутствие «доброй вести», как обычно в этих случаях пишут государственные СМИ, о выполнении плана по сбору хлопка. В этом году земли под хлопчатник сократили с 620 тысяч до 580 тысяч га, однако оставили прежним план в 1 миллиона 250 тысяч тонн. Обычно президенту рапортуют о его выполнении в первой декаде ноября — ближе к Празднику урожая, который отмечается во второе воскресенье этого месяца.  В прошлом году об этом доложили 11 ноября, а в 2020-м — 5 ноября.

В последний раз о продолжающемся сборе хлопка вице-премьер по вопросам сельского хозяйства отчитался на заседании кабмина 2 декабря, однако уже 16-го числа он докладывал о подготовке полей для высаживания хлопка.

Возможно, власти наконец признали, что план не выполняется, о чем неоднократно сообщала ХТ. В октябре Гурбангулы Бердымухамедов провел заседание с главами регионов, на котором резко раскритиковал чиновников за плачевную ситуацию в сельском хозяйстве. Он также отметил, что в стране низкие темпы сбора хлопка и выразил сомнения, что в этом году будет выполнен план по его сбору.

Пыгамберды Аллабердыев на свободе

Пожалуй, самой хорошей новостью уходящего года можно назвать освобождение 50-летнего юриста из Балканабада Пыгамбергельды Аллабердыева. В сентябре 2020 года Аллабердыева осудили на шесть лет за связи с оппозиционными активистами, хотя, по версии властей, он был осужден за хулиганство и умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести.

Вероятно, он попал в состоящий из 308 граждан Туркменистана список помилованных в честь Международного дня нейтралитета. Также не исключено, что на освобождение повлиял прошедший в конце ноября очередной раунд диалога по правам человека между ЕС и Туркменистаном, на котором в том числе поднимался вопрос освобождения активистов. 

Также накануне этой встречи власти вернули паспорт и разрешили встретиться с родственниками Агаджуме Байрамову, который отсидел шесть лет в тюрьме, за то, что дал несколько интервью журналисту Солтан Ачиловой.

Однако в заключении все еще находятся другие активисты и журналисты, осужденные по политическим мотивам, а именно врач Хурсанай Исматуллаева (с сентября 2021 года отбывает 9-летний срок), журналист Нургельды Халыков (с сентября 2020 года отбывает 4-летний срок), активист Мурат Душемов (с августа 2021 года отбывает 4-летний срок).

Попытки диверсификации поставок газа

В январе возобновились поставки газа из Туркменистана в Азербайджан по своповой схеме, когда Туркменистан поставляет голубое топливо в северные регионы Ирана, а тот экспортирует те же объемы собственного газа в Азербайджан. Соответствующее трехстороннее соглашение было подписано в Ашхабаде осенью прошлого года. 

Поставками туркменского газа в Европу через Азербайджан, а затем Турцию заинтересовался президент Реджеп Тайип Эрдоган, который в условиях санкций против России пытается превратить свою страну в газовый хаб и наладить маршруты поставок голубого топлива из альтернативных источников. Это стало главной темой первого трехстороннего Саммита глав Туркменистана, Азербайджана и Турции, который в середине декабря прошел в Авазе.

В качестве вариантов доставки туркменского газа в Азербайджан рассматриваются строительство транскаспийского газопровода, на что российский сенатор уже заявил, что Россия этого не допустит, а также транспортировка сжиженного газа через Каспий газовозами. 

Однако пока эта тема только обсуждается и реализация обоих вариантов — это не вопрос ближайшего будущего. Наряду с этим, Турция также хочет добиться присоединения Туркменистана к Организации тюркских государств, о чем в течение всего года неоднократно заявляли турецкие чиновники самого разного ранга. «Завершение процесса полноправного членства Туркменистана, присоединившегося к нашей организации в качестве члена-наблюдателя в прошлом году, укрепит наши силы», – сказал на Саммите Эрдоган. Туркменистан пока сопротивляется.

Город Аркадаг

Аркадаг — это теперь не только официальный титул Гурбангулы Бердымухамедова, но и название новой столицы Ахалского велаята, которое якобы было выбрано «с учетом пожеланий всего туркменского народа». Отметим, что сам экс-президент просил выбрать городу «современное название». Что может быть современнее титула главного, пусть и неформального, правителя страны?

Город, первый этап строительства которого планировалось реализовать в 2019-2021 годах, а второй – в 2020-2022-х, не открыли до сих пор, хотя обещали сделать это в декабре. Однако это не редкость для туркменских строек, будь то памятник философу Махтумкули Фраги или проект ТАПИ. 

О намерении построить новый город Гурбангулы Бердымухамедов сообщил еще осенью 2018 года, правда, так и не объяснил, зачем это нужно стране с отрицательным миграционным приростом и серьезным экономическим кризисом. Тем не менее город, стоимость которого оценивается в рекордные $1,5 млрд, возводится на площади в 1002 га и рассчитан на 70 тысяч жителей. Кого и как переселят в Аркадаг, до сих пор неизвестно. Однако власти заверили, что аркадагцами, а на первом этапе там будет проживать 12 тысяч семей, станут в том числе люди, «нуждающиеся в улучшении жилищных условий». 

Перепись

С 17 по 27 декабря в Туркменистане прошла перепись населения. Третья за всю историю независимости страны. По данным первой переписи 1995 года, в стране проживало 4,4 млн человек. А вот результаты последней такой акции, которая прошла в 2012 году, так и не были опубликованы. Официально считается, что в стране проживает 6,2 млн человек, хотя неясно на чем базируются эти данные.

Очевидно, власти не хотят показывать, какой отток населения имеет место в государстве, жители которого живут в «Эпоху могущества и счастья».

Готовили к переписи страну, как обычно, подразделения ООН, в частности, ЮНФПА. Экспертная миссия дважды посетила Туркменистан: в апреле в ходе подготовки к акции, и непосредственно в даты ее проведения — для наблюдения за переписью. Они настоятельно рекомендовали переписчикам задавать гражданам вопросы, касающиеся миграции их родственников, а также опубликовать результаты переписи.

ЮНФПА не раз подчеркивало, что перепись считается завершенной, когда ее результаты опубликованы для общественности и распространены. Однако когда это будет сделано, неизвестно. В декабре замглавы МИД Туркменистана на встрече с миссией экспертов заявил, что туркменская сторона «изучит их предложения по дальнейшему опубликованию результатов переписи, согласно международным нормам и принципам».

Парламентская дипломатия

Вряд ли кто-то до 2022 года слышал про туркменскую парламентскую дипломатию. Именно это словосочетание можно назвать фразой года (как раньше было с «цифровизацией Туркменистана»). Это термин, которым Гурбангулы Бердымухамедов прикрывает свою не менее активную, чем в годы президентства, деятельность. Если раньше никто не знал про туркменский парламент, то теперь новости о нем не сходят со страниц государственной прессы. Точнее, о работе одного его представителя.

Под «парламентской дипломатией» подразумеваются встречи, которые глава Халк Маслахаты Милли Генгеша проводит с президентами, министрами, бизнесменами и другими, зачастую очень далекими от парламентаризма людьми. Необходимостью развития парламентаризма обосновываются и официальные визиты Бердымухамедова-старшего за рубеж, в ходе которых он обсуждает не только вопросы политического, но и экономического сотрудничества.

Первая свекровь государства

Как писали в этом году государственные СМИ Туркменистана, свекровь должна объяснять невестке «глубокие патриархальные устои туркменской семьи», а «невестка должна понимать без слов, что делать, предугадывать желания по взгляду». По всей вероятности, это правило не стало исключением и для первой леди страны. В этом году Сердар Бердымухамедов только один раз показал общественности свою супругу, имя которой до сих пор неизвестно СМИ. Это произошло в первых числах апреля, когда с первым государственным визитом в Туркменистан прибыл президент Индии Рама Натха Ковинда со своей супругой Савитой Ковинд.

Как полагается во время визитов такого уровня, в Ашхабаде для первой леди Индии была устроена культурная программа. Жена Сердара ее не сопровождала, хотя позднее присутствовала на официальном ужине, который был дан в честь визита высоких гостей.

Похоже, в стране ей отводится такая же номинальная роль (точнее, еще меньшая), как и Сердару. В отличие от нее, чаще появляться на публике и выполнять обязанности первой леди стала мать главы государства и экс-первая леди Огулгерек Бердымухамедова, которая только один раз показалась СМИ, в то время, когда ее муж был президентом.

Когда в декабре в Туркменистан для участия в первом трехстороннем Саммите прибыли главы Азербайджана и Турции вместе с супругами, их принимала и сопровождала во время культурной программы и официального чаепития Огулгерек Бердымухамедова. В этом году она также получила звание «Заслуженная ковровщица Туркменистана», сопровождала мужа во время его визита в Японию и даже передавала пожелания выздоровления президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану и его жене, когда те заразились коронавирусом.


«Хроника Туркменистана» поздравляет своих читателей с наступающим Новым годом! Мы желаем вам мира, стабильности и здоровья. Пусть в новом году у нас с вами будет чуть больше приятных новостей!

21 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

21 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Теперь я ваш Аркадаг — рабы!

Мы закупили вазелин с антибиотиком, смазали свои дырки и покорно ждём Ваших действий.

Это твоя мама с тобой на фотке что-ли?

Нет это мой домашний крокодил.

Крокодилиха!

Поздравляю вас всех с наступающим 2023 годом! И пусть Аллах хранит вас и вашу страну!

Дай Аллах Галичине вернуться в Ржечь Посполиту в этом году!

клоун, стал похож на гремлина!))

Слава Богу у ВВ нет родного сынка, а только приемный — Медвед.

Аркадаг приехал в Аркадаг

Дорогие Туркменистанцы! С Новым Годом ВАС ! Желаю ВАМ в новом году большого Счастья и Здоровья ! И пусть над ВАМИ будет мирное небо !

Как сказал бы Бацька — Туркменский народ будет жить плохо, но недолго.

У нас и будет больше хороших новостей 2023м, как минимум экономических. ведь мы продавали нефть-газ больше и дороже. Этот режим ворует, конечно, но умеет делиться народам

в Чарджоу сегодня сгорела школа! Люди в панике! Ходят слухи

Какие слухи?

Говорят мол статусы перестанут давать переселенцам

Когда какие то статусы держали людей. Целые аулы ушли через границы с Узбекистаном и Казахстаном. Там бабки дадут и новые документы получат и уедут дальше. Перепись сейчас прошла и посмотрим сколько нас осталось. В реальности как обычно с урожаями хлопка и пшеницы припишут.

С наступающим новым годом мой родной Туркменистан. Жаль что мы так и не научились как проводить честные выборы. От всего сердца желаю моей Родине только одного — Свободы!

когда появятся человеческие мозги, тогда начнется свобода!!

Благо я уехала из этого ада

Iki sany haramzada

Последние сообщения

В госмагазинах Ашхабада уже пять дней нет лепешек из туркменской муки

В преддверии Дня независимости из государственных магазинов Ашхабада пропали лепешки из туркменской муки, сообщают корреспонденты «Хроники Туркменистана». Лепешек, которые продают по...

Больше по теме