Кира Крамер
С прошлого года в Турции проходят масштабные рейды против нелегальных мигрантов. Все началось в начале лета, когда переизбранный на свой пост президент Реджеп Тайип Эрдоган назначил главой МВД экс-губернатора Стамбула Али Ерликая. Первым делом чиновник начал проводить операции по отлову и депортации мигрантов. Перед возвращением на родину иностранцы могут до полугода провести в специальных центрах, условия содержания в которых практически не отличаются от тюремных.
В сентябре Али Ерликая сообщил, что только за три месяца в рамках операций по всей стране были задержаны 75 442 нелегальных мигранта, из которых чуть менее половины, 32 563 человека, власти депортировали. Среди них оказались тысячи граждан Туркменистана, в том числе активисты, которые выступали с критикой режима Бердымухамедовых.
На сайте Президентства по управлению миграцией Турции отмечено, что срок содержания в депортцентрах не может превышать шесть месяцев. Однако он может быть продлен еще на полгода, если по каким-то причинам депортация иностранца не может быть завершена.
Также отмечено, что на человека не распространяется постановление о депортации, «если есть серьезные основания полагать, что в стране, куда будет депортирован иностранец, ему грозит смертная казнь, пытки, а также бесчеловечное или унижающее достоинство наказание». Несмотря на это, в ходе массовых рейдов на родину были возвращены многие активисты, среди которых Сердар Дурдылыев, Фархат Мейманкулиев (также известен как Фархат Дурдыев), Довран Имамов и Ровшен Клычев. На родине им грозят длительные сроки заключения и пытки в тюрьмах. Уже известно, что Фархата Мейманкулиева приговорили к 22 годам лишения свободы.
Депортации продолжились и в наступившем году. Так, в начале января 46 граждан Туркменистана были депортированы из Турции за получение вида на жительство (ВНЖ) на основе фальшивых документов, сообщило Радио «Азатлык» со ссылкой на турецкое издание Haberler. Задержанные изготавливали фиктивные контракты на аренду жилья в заброшенных или неэксплуатируемых зданиях. На основе этих контрактов, поданных в миграционные органы, они получали виды на жительство.
«В результате проверок в общей сложности 50 лицам были предъявлены обвинения в «подделке личных документов»: двум туркам, двум узбекистанцам и 46 туркменистанцам. Полученные на основе поддельных документов ВНЖ были аннулированы, а иностранцы депортированы из страны», — написало издание.
По данным Миграционной службы Турции на январь 2024 года, в стране легально находятся 207 248 туркменистанцев. Граждане Туркменистана занимают 1 место как среди обладателей долгосрочного вида на жительство в Турции (110 499 человек), так и среди тех, кому разрешено краткосрочное проживание (71 240 человек). Еще 18 790 человек имеют студенческий ВНЖ (здесь Туркменистан расположился на третьем месте после Ирана и Азербайджана). По наличию семейного ВНЖ, которым обладают 6 719 туркменистанцев, страна находится на пятом месте.
Однако в реальности в Турции намного больше граждан Туркменистана. Возвращению на родину, где с каждым годом ухудшается экономическая ситуация, мигранты предпочитают нелегальное проживание в стране. А после того, как в сентябре 2022 года турецкие власти по просьбе Ашхабада ввели визовый режим с Туркменистаном, людям стало еще сложнее выехать на заработки.
Перед депортацией на родину иностранцы некоторое время содержатся в специальных центрах, которые расположены в разных городах Турции. Туркменский Хельсинкский Фонд опубликовал рассказы туркменистанцев, которые содержались в учреждениях, расположенных в районе Тузла Стамбула и городах Эрзурум, Измит и Чанкыры.
Без воды и с блохами
Молодой человек по имени Бегенч (все имена изменены, — прим. ХТ), рассказал про условия содержания в депортационном центре Тузлы, куда он попал из-за отсутствия документов на проживание. Его задержали двое полицейских в гражданской одежде при проверке документов у выхода на остановке метробуса.
По его словам, задержанных иностранцев держат в вагонах. Еда в учреждении скудная. В туалетах нет воды. Смывать за собой приходится вручную, выливая кружку воды в унитаз. Но это не помогает. Так как туалет находится в вагонах, там постоянно стоит неприятный запах. Из-за отсутствия душа людям сложно соблюдать личную гигиену. Из-за этого у них нередко заводятся блохи.
Охрана относится к иностранцам как к преступникам, утверждает мужчина. Свидания разрешены только с родственниками-однофамильцами или супругами при предъявлении свидетельства о браке. Свидание длится не более 15 минут. Разрешено передавать деньги и одежду, а передача продуктов и сигарет запрещена.
Согласно информации на сайте юридической компании Sezgenkuhuk, посетить находящихся в центрах депортации иностранцев могут: члены семьи (супруги, дети, матери, отцы, братья и сестры первой и второй степени), предоставив документы, подтверждающие родственные связи. Также это может сделать адвокат, сотрудники консульства, обеспечивающий лечение иностранца врач и представители организации, в которую иностранец подал заявление на международную защиту.
Молодой человек также рассказал о депортационном центре в Эрзуруме, где он провел несколько месяцев. Учреждение состоит из двух 4-этажных блоков. На первом этаже находятся столовая, библиотека, комната с телевизором и компьютерами, парикмахерская, а также комната-музей, в которой можно ознакомиться с историей Турции. Из всех этих комнат иностранцы пользуются только столовой и библиотекой. Обычно в комнате, рассчитанной на шесть человек, содержится по 10, а иногда даже по 15-18 человек. Что касается питания, то еда не домашняя, но есть ее можно.
Горячая вода есть только на втором этаже. На верхних ее уже нет — содержащиеся там мигранты лишены возможности помыться. Два раза в месяц на 15 человек выдается тюбик зубной пасты, на 10 человек — один шампунь. Раз в месяц всем раздают мыло и одноразовые бритвы. Зубную щетку надо покупать в местной лавке. Тем, у кого нет денег, помогают соотечественники.
Простыни не выдаются. Каждый понедельник можно сдать одежду на стирку.
Курить разрешено только во время прогулок. Купить сигареты также можно в лавке, но оставлять нужно у охранников – держать их в комнатах запрещено. Из пачки утром на прогулку можно взять три сигареты, а вечером — одну.
Два раза в неделю можно поговорить с родными, но людям этого недостаточно. Бегенч рассказал, что когда в центре стало много туркменистанцев, они начали высказывать свое недовольство руководству лагеря. В результате им разрешили пять дней в неделю с 10:00 до 16:00 пользоваться телефонами.
«Надо было скрываться»
Об условиях содержания в депортационном центре Измита рассказал Байрам. Он работал в Стамбуле, когда в ходе очередного рейда турецкая полиция задержала его и еще несколько туркмен, афганцев и сирийцев за отсутствие документов, предоставляющих право находиться в стране.
Во время задержания мужчина рассказал сотрудникам полиции про безработицу в Туркменистане и добавил, что если его депортируют, то его родные будет нищенствовать. Полицейский ответил, что ему «надо было скрываться». Он добавил, что понимает, в какое положение попал мигрант, но если он его отпустит, то его уволят с работы.
Условия в депортационном центре мужчина описал как «очень тяжелые». По словам Байрама, еда была настолько плохая, что люди ее ели «только чтобы не умереть от голода». Комнаты запираются снаружи охраной, но раз в день людей выпускают покурить. Единственный плюс этого учреждения в том, что там можно соблюдать личную гигиену.
Мужчина также попросил ТХФ опубликовать его обращение к властям страны, в котором он говорил следующее: «Президент Туркменистана и чиновники государственной структуры! Неужели вы не можете позаботиться о своем народе, как это делается в других странах. Поднимает ли авторитет Туркменистана то, что за рубежом тысячи похожих на меня граждан содержат в депортационных лагерях? Повышает ли это достоинство президента?».
Клопы и вши
Мигрант Ильяс попал в депортационный центр города Чанкыры, который известен как «клоповник» из-за наличия там насекомых. В учреждении нет теплой воды, чтобы умыться или принять душ, как нет и возможности стирать одежду. Не применяются никакие меры для уничтожения насекомых.
Раз в месяц задержанным выдают по станку для бритья. Зубную пасту, щетку, мыло и шампунь нужно покупать в частном магазинчике, который расположен на территории депортцентра.
Новоприбывшим выдается наволочка и простынь, но их не меняют и не стирают, сколько бы человек ни находился в учреждении, поэтому со временем в них заводятся вши. Кормят людей плохо, в меню входят переваренные овощи, горох нут и фасоль. Один раз в неделю дают мясо, но его хватает не всем.
Задержанные живут в вагончиках, которые рассчитаны на шесть человек, но находится там могут до 22 человек. Женщины и дети содержатся в отдельном блоке. Разговаривать по телефону с родственниками можно без ограничений.
«В лагере туркмены очень дружны. Тем, у кого нет денег, которым не присылают помощь извне, помогают соотечественники», — отмечает Ильяс.
Туркменистанцы не хотят на родину
Все опрошенные ТХФ туркменистанцы отмечали, что как бы ни было тяжело в турецких депортационных центрах, они не возмущаются. Дело в том, что они не хотят возвращаться в Туркменистан, где с каждым годом ухудшается экономическое положение и растет безработица. Люди понимают, что на родине они не смогут обеспечивать свои семьи.
Они также жаловались на работу посольства и консульств Туркменистана в Турции. Дипломаты не помогают попавшим в депортационные центры гражданам своей страны, правами которых часто нарушают.
Кроме того, в диппредставительствах отказываются продлевать паспорта, даже при наличии турецкого вида на жительство, вынуждая людей возвращаться в Туркменистан, откуда их могут уже не выпустить.
Нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время ситуация в Туркменистане изменится, поэтому у работающих в Турции мигрантов нет выбора, кроме как нелегально находиться в стране по истечению срока действия документов, будь это турецкий ВНЖ или туркменский паспорт. Людям не остается ничего другого, как скрываться от полиции и избегать риска депортации. Правительство Туркменистана должна как минимум озадачить ситуация, когда граждане возвращению домой предпочитают пребывание в учреждениях, похожих на тюрьмы.
Все что написано правда, увы насрать хотели власти ТМ на своих граждан…
Странные люди! Сидели бы дома, где над ними свою длань простёр всенародно любимый и уважаемый Лидер Нации, известный своей заботой о согражданах.
А на турецкие центры они зря жалуются. Их не эксплуатируют, как рабов на опасных производствах, что в Турции кое-где имеет место.
Пусть едут домой.
Легко сказать пусть едут домой,ты что ли будешь кормить семью
А сейчас они её кормят? Прямо из депортационного центра, ага.
Вообще странные люди: ставят телегу впереди лошади. Разумно же сначала позаботиться о собственном благосостоянии, и лишь по факту его заработка строить семью.
Вуа-ха-ха!!!
Я прочитал ключевое слово «сидели бы дома»!! Запятую после первого слова ставить необязательно!
Как говорят честных и правду говорящих нигде не любят. Но,
Но у лизоблюдов есть большой шанс долго оставаться на месте. Но как показал опыт Узбекистана — шанс весьма краткосрочный и потом (опыт) весьма болезненный.
Можно ведь просто сказать «Уважаемый», и это будет намного понятнее и проще.
p.s.. Все мои слова не расценивать как неприязнь или как межнациональных ненависть.
Мигранты готовы терпеть нечеловеческие условия содержания лишь бы не их отправили к героям-аркадагам.
Мне кажется надо еще пожаловаться по поводу дискриминации на основе гражданства-в Стамбуле во время рейдов задерживали туркмен и параллельно проверяли документы у людей с гражданством рф, попадались и те у кого икамет или срок пребывания как туриста просрочены — туркмен увозили на депортацию, гражданам рф просто говорили что они должны покинуть страну и при вылете им придется заплатить штраф и сразу отпускали. В данном случае явная дискриминациия по гражданству.
лучше турецкий бомжатник, чем туркменский зверятник!!
в связи с катастрофической инфляцией в Турции разгул преступности, повальные кражи, разбой, убийства. Экономические преступления и мошенничество стали нормой жизни Турции. Министр Ерликая вместо того чтобы заниматься реальной борьбой с преступностью и бороться с беззаконием, крышиванием преступности и взяточничеством в своем ведомстве втирает очки перед Эрдоганом бегая за мигрантами, ненависть к которым у него его ещё с периода его Губернаторства. Туркменские власти конечно должны заниматься своими гражданами но где международные организации которые должны осуществлять мониторинг и содержание в подобных учреждениях. Более того сейчас эпид обстановка в них ужасная. О каком едином Туране говорят Турки??? О Каком «братстве» при таком гноблении… Развернуть »
судя по фото, там условия как в концлагере. к животным отношение лучше. ужас.
К туркам в Европе и Америке относятся как ко второму сорту. А они к туркменам точно так же. Для меня все люди равны, главное чтобы мозги и оьразование были, и религиозного влияния поменьше. Тупых людей и здесь в америке хватает, которые верят что земля плоская и в разные теории заговора.
I imagine you never been to America. We have people dying to cross our borders for freedoms and liberty.