«Туркменская инициатива по правам человека» (ТИПЧ) и «Международное партнерство по правам человека» (МППЧ) заявили сегодня, что новый президент Туркменистана должен принять необходимые меры, чтобы граждане Туркменистана не оказывались в тюрьмах за инакомыслие и выражение своих взглядов, а также за сотрудничество с независимыми СМИ, правозащитными группами и зарубежными оппозиционными движениями.
Правозащитные организации ТИПЧ и МППЧ призывают международных партнеров Туркменистана потребовать от туркменских властей освободить тех, кто в настоящее время отбывает тюремное заключение в Туркменистане по политическим мотивам, а также прекратить преследование граждан, которые высказываются против несправедливости и с этой целью обращаются к другим за поддержкой.
После организованной передачи власти от отца к сыну в результате выборов, где отсутствовала хоть какая-то реальная конкуренция, 19 марта 2022 года Сердар Бердымухаммедов стал новым президентом Туркменистана. В своей инаугурационной речи вновь избранный президент заявил, что его «главной обязанностью» станет «защита прав граждан, гарантированных Конституцией» и пообещал обеспечить «гуманную государственную политику» в данной сфере. Однако спустя три месяца после избрания на пост президента Сердар Бердымухаммедов не предпринял никаких значимых мер по улучшению ситуации с правами человека в стране.
«Туркменские власти попытались расположить к себе международное сообщество с помощью пустых обещаний и создания видимости проведения мероприятий по улучшению ситуации в области прав человека. Международные партнеры туркменского правительства не должны воспринимать это как достижение, а настаивать на принятии новым президентом конкретных мер по отмене репрессивной политики государства. В первую очередь, это подразумевает отказ от уголовного преследования оппозиционеров как способа наказать и заставить замолчать критиков власти», – сказал Фарид Тухбатуллин, председатель ТИПЧ.
Туркменистан в настоящее время является одним из самых репрессивных государств в мире, где власти не допускают никакого инакомыслия или публичного обсуждения влияния затянувшегося экономического кризиса, отрицания правительством случаев заражения COVID-19 и других острых социальных проблем. Любой, кто открыто критикует правительство, подвергается опасности преследований, в том числе аресту, получению обвинительного приговора и тюремному заключению по сфабрикованным делам. Учитывая «закрытость» судебной и пенитенциарной систем страны, полный масштаб этой практики неизвестен. Тем не менее, по информации, полученной из источников в Туркменистане, правозащитные группы регулярно сообщают о случаях политического преследования лиц, которые осмеливаются высказывать свою позицию по волнующих их вопросам.
ТИПЧ недавно стало известно о новом настораживающем случае. По неофициальным данным, 73-летний Агаджума Байрамов, уроженец села Сандыкачи Марыйского велаята, получил тюремный срок в качестве ответной меры за его попытки привлечь внимание к социально-экономическим проблемам и нарушениям прав человека. Сообщается, что в 2016 году против него было сфабриковано уголовное дело после его многочисленных обращений в местные органы власти и несколько интервью пражскому офису туркменской службы «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС), где затрагивались вопросы безработицы, коррупции в образовании и проблемы в транспортной сфере.
В интервью Радио «Азатлык» («Радио Свободная Европа/Радио Свобода») в марте 2016 года Байрамов сообщил, что старейшины его села требуют, чтобы он прекратил общение с независимыми СМИ. Три месяца спустя он исчез. В конце июня 2016 года он позвонил независимому журналисту Солтан Ачиловой, которая в то время работала корреспондентом Радио «Азатлык» и сообщил, что планирует приехать в Ашхабад через несколько дней и хотел договориться еще об одном интервью. Но после этого связь с ним прервалась, и на звонки он уже не отвечал. Только в мае 2022 года Байрамов снова вышел на связь с Солтан Ачиловой. Он рассказал, что провел 6 лет в тюрьме по безосновательному обвинению в попытке изнасилования – обвинению, которое, как известно, часто используют в отношении лиц, преследуемых по политическим мотивам. Байрамов рассказал, что в заключении он регулярно подвергался пыткам и жестокому обращению, в результате чего потерял слух и получил серьезные заболевания. Часть своего тюремного срока Байрамов провел в печально известной колонии Овадан-депе, где, как известно, отбывают наказание осужденные по политически мотивированным обвинениям.
Сообщается, что после освобождения из заключения Байрамов находится под пристальным контролем правоохранительных органов: ему необходимо ежедневно отмечаться в местном отделении полиции; к нему домой регулярно приходят полицейские, и ему также запрещено уезжать из села без разрешения полиции. 19 июня он отправился в Ашхабад навестить двух своих сыновей и их семьи без получения разрешения полиции. После прибытия в столицу на железнодорожной станции его задержали полицейские и под конвоем отправили обратно домой. По мнению Байрамова, полиция опасается, что он может встретиться с Солтан Ачиловой, чтобы подробнее рассказать о своем случае (после телефонного разговора с ней), и что полицейский контроль над ним, скорее всего, ужесточится. Кроме того, 20 июня в дома его сыновей без предупреждения пришли представители правоохранительных органов, грубо себя вели, пытались запугать их и требовали, чтобы они прекратили общение с отцом.
Принимая во внимание сложности установления контакта с Байрамовым с учетом текущей ситуации, ТИПЧ и МППЧ не смогли получить дальнейшую информацию о его деле, в том числе подробности его обвинительного приговора и заключения. Однако имеющееся данные свидетельствует о том, что его преследовали и продолжают преследовать за выражение взглядов, критикующих политику правительства.
«Данный случай вписывается в общепринятую практику привлечения граждан к уголовной ответственности по сфабрикованным делам за отстаивание своих прав, критику несправедливых и дискриминационных практик, а также за сотрудничество с независимыми СМИ, правозащитными организациями и зарубежными оппозиционерами. Евросоюз и государства-члены ЕС должны четко дать понять туркменскому правительству, что необходимо прекратить данную практику, если Туркменистан стремится к укреплению связей с европейскими странами», – считает Брижит Дюфор, директор Международного партнерства по правам человека.
Известно, что еще несколько граждан Туркменистана в настоящее время отбывают тюремное заключение в отместку за осуществление прав на свободу слова и мирных собраний. Среди них журналист Нургельды Халыков, который был приговорен к четырем годам заключения по сфабрикованному обвинению в мошенничестве после того, как властям стало известно о его сотрудничестве с базирующимся в Нидерландах независимым информационным изданием Turkmen News; врач Хурсанай Исматуллаева, которая была приговорена к 9 годам тюремного заключения по похожему обвинению после того, как начала бороться за свои права и предала огласке в зарубежных СМИ историю о своем несправедливом увольнении; адвокат Пыгамберды Аллабердыев, приговоренный к тюремному заключению сроком на шесть лет по обвинению в хулиганстве и причинении телесных повреждений, хотя истинной причиной ареста и возбуждения уголовного дела стали его предполагаемые связи с зарубежными активистами, критически настроенными против правительства. Механизмы ООН по правам человека, правозащитные организации и представители зарубежных организаций, участвующие в процессе принятия решений, неоднократно высказывали обеспокоенность по данным судебным делам. По-прежнему серьезную озабоченность вызывают здоровье и благополучие данных граждан и других лиц, особенно принимая во внимание плачевные условия содержания в тюрьмах, повсеместное применение пыток и жестокого обращения c заключенными, и часто используемой практики содержания под стражей без связи с внешним миром в пенитенциарной системе Туркменистана.
Помимо преследования критиков режимов, находящихся в Туркменистане, власти страны пытаются задерживать и депортировать зарубежных оппозиционеров и активистов, открыто высказывающих свою позицию. В случае их возвращения на родину эти граждане подвергаются серьезному риску ареста по политическим делам, тюремному заключению и пыткам. Власти продолжают оказывать давление на критиков режима с помощью других способов, в том числе запугивая их родственников и людей, контактирующих с ними. Так, независимый журналист Солтан Ачилова сообщила ТИПЧ, что людей, с которых она общалась, допрашивают сотрудники спецслужб и выясняют, с какой целью они встречались, о чем говорили, и предупреждают, что им могут грозить «серьезные проблемы», если они продолжат общение с ней.
ТИПЧ и МППЧ призывают власти Туркменистана:
• прекратить дальнейшее преследование Агаджума Байрамова и членов его семьи, провести беспристрастное и всестороннее расследование его заявлений о незаконном лишении свободы и пытках, привлечь виновных к ответственности, и предоставить ему адекватное медицинское лечение;
• освободить Нургельды Халыкова, Хурсанай Исматуллаеву, Пыгамберды Аллабердыева и других заключенных, получивших тюремные сроки за осуществление права на свободу слова, борьбу за свои права и общение с зарубежными организациями и активистами, проживающими за границей. Пока они остаются в заключении, власти должны гарантировать, что c ними обращались в полном соответствии с международными правовыми нормами;
• прекратить преследование и запугивание граждан, которые занимаются поиском и обменом информацией в мирных целях, открыто высказывают свою позицию и общаются с лицами или организациями, а также прекратить оказывать давление на их родственников и лиц, контактирующих с ним.
ТИПЧ и МППЧ призывают международных партнеров Туркменистана поддержать данное обращение и передать данные требования правительству Туркменистана под руководством президента Сердара Бердымухаммедова.
Когда подобные обращения идут к главе государства то это автоматически означает что он диктатор. Механизмы правосудия в Туркменистане основаны на принципах разделения ветвей власти. То есть по сути за осуждение и не законное лишение свободы отвечает судебная власть или судебная система в целом. Поэтому исходя из законодательства Туркменистана вся полнота ответственности лежит исключительно на ней и персонально на главе и председателе верховного суда Г. Уссанепесове. Если Сердар Бердымухамедов начнёт вмешиваться в процесс судебного решения то это в какой то степени ставит под вопрос все решения и приговоры вынесенные судебной системой Туркменистана. Нужно требовать от нового президента решения вопросов по неправомерным… Развернуть »
Мошери!!! Вы вышли из тени и написали комментарий. Я и сам не смог бы лучше.
В туркмении все хорошо что вы пугаете людей, там все прекрасно, только вот почему то народ валит от туда пачками. Скоро там один клан бердымухомеда останется:-)
Только мои чистокровные останутся и 1 млн рабов.
Посмотрите как ведут себя граждане Украины защищая интересы своих граждан и своей стороны проводя митинги и флешмоб против частных и государственных организаций и структур России как агрессора по всему миру с целью срыва проводимых ими культурных, социальных или экономических мероприятий. Будьте более активны за пределами страны. Элементарно вы могли бы просто организовать хотя бы один веб сайт и выносить на него все кровавые события происходящие в Туркменистане связывая их с мероприятиями Туркменистана за рубежом. К примеру недавно бы освещали конференцию в одной арабской стране по привлечению инвестиций в нефтегазовый сектор Туркменистана, а ведь вы ведь могли направить участникам этой конференции… Развернуть »
Та о том что в действительности творится в Туркмении, во всём мире и так все всё прекрасно знают.Просто весь мир действует исходя из принципа-проблемы индейцев шерифа не интересуют. И мир тоже нужно понять; сейчас у всех проблемы, всем не до туземцев с их безумными царьками.Поэтому, эта пропащая страна обречена и дальше погружаться в дикость и безысходность.А для её несчастных жителей я вижу только один выход-бежать.Бежать навсегда, потому-что тот ад что творится в Нейтральном Туркменистане, это уже на десятилетия, если не на столетия.Да и у Вас ведь наверняка есть родные или знакомые успевшие сбежать из ТМ. Так спросите у них: готовы… Развернуть »
Они за дело сидят, никто их не выпустит
Читали мы уже эти дела. Вот бы тетя туда отправить по таким же делам.