Авторская колонка Фарида Тухбатуллина
Первую часть воспоминаний, посвященную Авды Кулиеву, можно прочесть по ссылке.
Продолжу серию воспоминаний о встреченных мною в жизни оппонентах туркменских диктаторов, посвященную грядущему 30-летию независимости страны.
По логике, после министра иностранных дел, ушедшем в оппозицию — Авды Кулиеве, следовало бы написать о Борисе Шихмурадове. Но повстречаться нам пока не довелось.
Какое-то время мы находились с ним совсем рядом, в одном здании – СИЗО МНБ, но в разных камерах.
Я попал туда в начале декабря 2002 года. Туалетов в камерах не было, был общий туалет, куда нас выводили дважды в сутки, по очереди. Охрана внутри учреждения была вооружена резиновыми дубинками и электрошокерами. Во дворе — на вышках у прогулочных зон – автоматами.
В конце декабря, когда меня с сокамерниками повели в туалет, мы увидели, что у одной из камер появилась дополнительная охрана из двух солдатиков с автоматами.
Первая мысль – поймали Шихмурадова!
Через пару дней, солдат, который разносил еду и стрелял сигареты у сидящих со мной, подтвердил, что в той камере действительно Борис Шихмурадов.
Вплоть до моего освобождения 2 апреля 2003 года у этой камеры продолжали нести охрану вооруженные автоматами солдаты.
Третий министр иностранных дел тоже повторил судьбу первых двух, стал оппозиционером. Это Батыр Бердыев. С ним мы виделись дважды. Но сначала предыстория.
Краткую биографию и все имеющиеся на данный момент сведения о его судьбе в заключении можно найти по ссылке.
Дашогузский экологический клуб – одна из очень немногих неправительственных организаций (НПО), получивших официальную регистрацию в независимом Туркменистане. В конце 1992 года нас зарегистрировали в областном отделении минюста.
По мере ужесточения режима началась охота спецслужб на малочисленные зарегистрированные и незарегистрированные НПО.
В конце 90-х меня регулярно стали вызывать в КНБ, как в областное управление, так и в городской отдел Дашогуза. В конце концов начальник отдела, который любил представляться как Ашир Иванович заявил, что закрывает наше НПО. Мои попытки объяснить, что по закону об общественных объединениях нас можно закрыть только решением суда, не возымели действия. Печать организации была уничтожена и в полиции был составлен акт об этом.
Мои обращения в многие инстанции, в том числе в министерство юстиции, не помогли. Пришлось апеллировать к международным организациям. Представительство ОБСЕ в Ашхабаде в то время возглавляла Параскива Бадеску. В отличие от предыдущих и последующих послов ОБСЕ она занимала принципиальную позицию и не заигрывала с режимом.
Как я позже узнал, в ОБСЕ в Вене каждый четверг проходят заседания постоянного Совета. И туркменскому послу (на тот момент Батыр Бердыев) регулярно «доставалось» за игнорирование правительством прав и свобод граждан страны. И в том числе за незаконное закрытие независимого НПО.
Весной 2000 года в Праге состоялся Экономический форум ОБСЕ, куда приглашались и представители гражданского общества. Я тоже получил приглашение.
Там были президенты, министры, послы разных стран и гражданские активисты.
В один из дней ко мне подошел молодой человек, представился, что он из Посольства Туркменистана и пригласил меня на встречу с послом в неформальной обстановке. Имелось в виду — вместе пообедать в одном из пражских ресторанчиков.
Мне было интересно, и я согласился. Не так часто я обедал с послами, особенно с туркменскими.
Доводилось встречаться с министрами, их замами, хякимами и прочими чиновниками. Но Бердыев выделялся своей доброжелательностью и эрудицией. Молодой, цветущий, розовощекий. Он хотел услышать историю о незаконном закрытии организации из первых уст, чтобы понять ситуацию. Видимо, то, что он получал по дипломатическим каналам из туркменского МИДа его не удовлетворяло. Проговорили мы где-то около часа. Двое молодых людей из посольства, сидевшие рядом с ним, жевали молча.
Не скажу, что мы расстались с послом друзьями, но, как мне показалось, он остался доволен общением и сказал, что попытается посодействовать в нашем деле.
Так завершилась наша первая встреча.
Через некоторое время после моего возвращения меня вызвали к министру юстиции Касымову. В целом он поговорил со мной вполне дружелюбно, иногда правда переходя на повышенный тон (когда вспоминал, что он министр). Посоветовав в буклеты о природе и животном мире Туркменистана, которые наш Клуб составлял для детей, включать цитаты из выступлений Туркменбаши, он отпустил меня с миром. Наш юридический статус восстановили.
Вторая встреча с Батыром Бердыевым была мимолетной. Меня вели из камеры СИЗО в основное здание МНБ на допрос к следователю.
Когда человек находится в изоляции, на мой взгляд, он больше страдает от информационного вакуума. Из услышанных обрывочных фраз пытаешься делать какие-то выводы. И когда выводят из камеры, то на все обращаешь внимание.
Проходя по длинному коридору с дверями кабинетов с обеих сторон, поворачиваешь голову, если она из дверей приоткрыта – что там?
В тот раз, напротив приоткрытой двери сидел перед следователем Батыр Бердыев. Это был уже не тот человек, которого я видел в Праге. Исхудавший, осунувшийся.
Я остановился на мгновение. Он меня увидел, и по его удивленным глазам (глаза все те же) я понял, что он меня узнал. Возможно, он подумал – Этот-то что тут делает?
Конвоир толкнул меня в спину и на этом моя вторая встреча с Батыром закончилась.
Я не верю в оппозицию которая начинается только после того как их снимают с постов. Когда он был министром его видимо все устраивало потом его освобождают с этой должности и через год его только арестовывают
Всех представителей интеллигенции, смелых, вольнодумцев посадили трусливые диктаторы. «Первый метод оценки интеллекта правителя — посмотреть на людей, которые его окружают»-
Никколо Макиавелли.
Знаешь ли, интеллигенция всегда недовольна властью — любой. Помнится последний съезд кинематографистов СССР, когда ругали Бондарчука и других корифеев советского кино, говорили, что они душат молодых, свободолюбивых творцов и гениев… И где сейчас гениальное кино крикунов — вольнодумцев? Та же история в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Так что не надо тут интеллигенцию в пример приводить. Этих людей на 100 километров к власти подпускать нельзя. Гамсахурдия в Грузии, Эльчибей в Азербайджане. Напомнить, что там творилось при их руководстве? А что касается окружения, тут да — ни одного профессионала, знающего свою отрасль, в окружении БГ нет. только жадные, трусливые шестерки.
Боже мой сколько же хороших и порядочных людей загрызли шакалы. Туркмены что с вами?
Слава всенародно любимому президенту и просто хорошему человеку — Борису Шихмурадову!!
Который когда понял что пахнет жареным, со всем наворованным сбежал в Турцию. Я знаю как его семья шиковала когда он был при должности. Вы многие не знаете кем они были в Туркменистане, и сами себе ответьте на вопрос почему они сбежали, а на воре шапка горит.
Ниязов себя считал сверх личностью, это его единственный минус, но при нем жизнь была хорошая, на зарплаты что были в то время, люди ни в чем себе не отказывали.
Жизнь при Ниязове была хорошая, теперь же наступила расплата за неё, за толерантность к диктатуре.
Хорошая? Ты видимо не помнишь очереди за хлебом в 94-95 годах. Ты не помнишь, что лампочек, носок, масла не было. Сумасброднейший диктатор переименовал в свою честь месяц года, дни недели и месяц апрель в честь матери, города, больницы школы все с его именем было. Ты что с ума сбредил?
Борис Шихмурадов гниёт в тюрьме!!
Кто у тебя сбежал и как шикует я не знаю. Так что врешь ты.
А где фото сделано? Место не узнаётся.
Концовки не хватает.
Фарид , почему Вы одних дармоедов и жуликов вспоминаете, ведь они же (Шихмурадов, Бердиев, Оразов, Ханамов и.т.д) изначально поддерживали диктаторский режим, а как их убрали с кормушки, сразу начали критиковать власть, стыдно за Вас, не позорьтесь!!! Комментарий как всегда не пройдет.
Кулиев и Бердыев добровольно ушли со своих постов, видимо ты об этом не знаешь. Может для таких здесь и пишут, чтобы знали…
Надо же, а на этом сайте пишут про Бкрдыева: «Освобожден от должности 7 июля 2001 г. «за недостатки в работе». «
тогда из многих молодых и не опытных людей сделали стрелочниками и повесили на них все преступления совершенные бандитами — помощничками и их дырявым боссом!!
Страшно представить, какое количество судеб загублено режимами ниязова и бердымухамедова, вы только представьте то горе которое случилось с этими людьми, масштаб поражает! Человеческая жизнь в туркменистане ничего не стоит, к сожалению! как каких-то тараканов взяли и уничтожили…
Помню ужасный 2002, когда был «суд» над «предателями родины» и молодая девушка эмоционально, с какой-то жесткостью требовала им смертной казни, меня повергло это в шок. интересно как ее судьба сложилась?
не суд а судилище/ феодальный спектакль в 21 веке
Аппогей после которого Ниязов совсем слетел с катушек/