Власти Туркменистана требуют от руководства регионов, а те, в свою очередь от земледельцев, выращивать определенное количество хлопка и пшеницы. При этом при составлении плана не учитываются погодные условия, состояние пахотных земель и наличие воды для орошения. Чтобы выполнять госзаказы, сельхозобъединения часто вынуждены выращивать хлопок и пшеницу на одних и тех же полях. Это позволяет увеличить посевные площади и экономить воду, но приводит к другим проблемам.
Дашогузский велаят, находящийся в низовьях Амударьи, острее других регионов ощущает нехватку оросительной воды. По этой причине руководители сельхозобъединений вынуждают арендаторов высаживать озимую пшеницу в междурядья хлопковых полей до того, как его урожай будет собран, сообщают корреспонденты «Хроники Туркменистана».
В частности, жители села Алмалык сельхозобъединения «Бабадайхан» Болдумсазского этрапа (бывший Калининский район) уже собрали урожай хлопка. Однако у них возникли проблемы с выкорчевкой и уборкой с полей кустов хлопчатника (гузапая). Среди жителей сел это довольно востребованный продукт. Его используют для растопки печей и тандыров.
В очищенное от кустов поле легче вносить удобрения для пшеницы. Однако если руководство объединения разрешило арендаторам убрать кусты с полей, то хякимлик этрапа запретил это делать. Там сомневаются, что хлопок был собран полностью, «до последней коробочки». Чтобы проверить поля и убедиться, что там остались лишь голые стебли, создана комиссия, которая в том числе по своему усмотрению осмотрит хозпостройки сельчан на предмет обнаружения неучтенного хлопка.
В поисках заработка небогатые жители сел действительно иногда прячут хлопок, чтобы к концу уборочной кампании, когда его стоимость вырастет, заработать больше. Например, в начале и разгаре хлопкоуборочной страды за килограмм хлопка объединение платит по 0,60 манатов, а к концу – до 1,50 манатов.
Во время страды арендаторы стараются оставлять себе по 1-2 килограмма хлопка ежедневно. Прятать больше они не хотят, опасаясь контроля со стороны руководства объединения. В конце страды они сдают или продают накопленный хлопок присланным из городов хлопкосборщикам по более высокой цене.
В хякимлике этрапа понимают, что сеять пшеницу на поля, где хлопок еще не убран, непродуктивно. Выкорчевка кустов хлопчатника и их уборка с полей повреждает ростки пшеницы. Соответственно, урожайность пшеницы будет ниже. Если убирать с полей кусты хлопчатника до того, как будет собран хлопок, то снизится его урожайность. Но даты сева и уборки сельхозкультур определяет президент.
— Если ему важны сроки, то он не должен требовать хорошего урожая, а если ему нужен урожай, то пусть не определяет даты сева и сбора урожаев плановых культур. Вместо стимула в виде «пряника», нас стимулируют «кнутом», — говорит житель села Алмалык.
Официально сев озимой пшеницы начался в Туркменистане 2 сентября. Впоследствии президент Сердар Бердымухамедов многократно требовал от глав регионов повысить темпы засева зерна и уборки хлопка.
Через несколько дней после этого от арендаторов полей в Лебапском велаяте потребовали освободить поля от выращиваемых на них томатов и других овощей и начать их подготовку к засеву озимой пшеницей.
О завершении сбора хлопка и сева пшеницы официально до сих пор не объявлено.
Ранее ХТ рассказывала, как сборщики хлопка на пунктах приема подсыпают в тележку с урожаем песок, чтобы искусственно увеличить его вес. Они делают это потому, что у них списывают 20% хлопка за якобы находящиеся там мусор и воду. Однако потом списанный хлопок продает руководство пунктов приема.
«Но даты сева и уборки сельхозкультур определяет президент.»
Собаковод-то в курсах, што он по совместительсту еще и главный агроном?
И, одновременно, главный придурок. Нет для страны ужаснее напасти, чем дурак, дорвавшийся до власти.