Наш цикл публикаций, посвященных памяти Кайгысыза Атабаева подходит к концу. В декабре мы планируем опубликовать беседу редактора сайта с его сыном — Кемине Атабаевым.
Следующий цикл публикаций о становлении туркменской государственности будет о повстанческом движении, которое в советское время называлось басмачеством. Сегодняшняя статья служит переходом от одной стороны противостоящих тогда сил, к другой. Так же как и в случае с Кайгысызом Атабаевым, мы хотим рассказать, в первую очередь молодому поколению, о забытых ныне героях тех времен. Речь пойдет о представителях повстанческого движения, самым известным из которых был Джунаид-хан.
**
На историю возникновения повстанчества проливают свет материалы IV пленума ТуркЦИКа, состоявшегося 18 июля 1922 года, на котором с докладом выступил К.С.Атабаев.
«В 1919-1920-х годах в Фергане существовал уже не бандитизм, не басмачество, — отмечал докладчик, — а определенное народное восстание. В течение четырех лет мы даже не могли правильно уяснить характер этого движения, называя его басмачеством, в то время когда это было восстание… Неправильное определение привело нас к неправильному подходу в решении вопроса».
Одну из основных причин восстания, вспыхнувшего в Туркестане, Атабаев видел в том, что большевиками были закрыты мечети и медресе, арестованы муллы, кази и улемы, а борьба с религиозными предрассудками выразились например, в том, что священный для мусульман Коран был сожжен представителями советской власти в Маргилане. Соборная мечеть «Джами» в Андижане была превращена в казармы мусульманских советских отрядов, где бойцы предавались мужеложству с мальчиками. Краноармейские отряды нападали на мечети, бросали бомбы в молящихся ишанов и улемов, с целью наживы расстреливали местных торговцев, грабили их дома, лавки, имущество…
К.С.Атабаевне не скрывает, что крупные кишлаки, «пораженные басмачеством», уничтожались беспощадно, вследствие чего население оказывало советской власти нарастающее сопротивление. Не помогла и переброска в Фергану до 30-ти тысяч войск, и размещение во всех крупных кишлаках красноармейских гарнизонов, которые позже пришлось вывести.
Советское командование, занимая жесткую позицию, неохотно шло на переговоры и компромиссы с повстанческими деятелями, не всегда выполняло даже указания партийных советских органов. Так, сдавшегося с 40 джигитами влиятельного курбаши Байтумана, несмотря на объявленную амнистию арестовали и заключили в тюрьму, а вторую группу курбашей расстреляла Ферганская группа войск Зиновьева. Однако после издания ТуркЦИК ряда декретов, восстанавливающих суд казиев, возвращающих вакуфы, открывающих медресе и мектебы, часть духовенства стала постепенно отходить от повстанцев. Свою роль сыграл и декрет, амнистирующий сдавшихся курбашей и их джигитов, гарантирующий им личную безопасность и неприкосновенность имущества.
Группа руководящих партийных и советских работников (К.С Атабаев, Сергазиев, Н. Тюракулов и др.) считала необходимым осуществление широкой программы политических уступок. Так К.С. Атабаев требовал создать вооруженные отряды во главе с влиятельными людьми, например, крупными марыйскими баями Топпы Торе — бай оглы и Велиханом Батмановым, прекратить гонения и преследование уважаемых в народе людей, в аулах убрать пункты особого отдела. Не все руководители были согласны с этим. На почве подобных расхождений стали возникать конфликты (между К.С. Атабаевым и П.И. Барановым в Фергане, между Сергазиевым и работниками особого отдела в Самарканде), развивалась групповщина.
Атабаев и позже считал, что во имя государственных интересов необходимо привлечь Джунаид-хана на сторону Советов, заключив с ним мирный договор, оказать всем, кто пойдет за ним, помощь хлебом и другими продуктами, наделить землей в культурной полосе. Свою позицию Атабаев обосновал высоким авторитетом Джунаид-хана, который ведет за собой все иомудские племена и роды, и «только через него можно приобщить местное население к советскому строю».
Атабаевым затрагивалась проблема привлечения туркмен в сферу материального производства, создания для туркменских рабочих жилищных условий в городах. Оппозиция требовала пересмотреть систему планирования, заменить 15-летним генеральным планом, учитывающим коренные интересы национальных республик и областей. Она считала, что не следует игнорировать национальную специфику, отличающую от российской, а также призывала проявлять заботу о формировании, росте, воспитании кадров пролетариата из числа коренных национальностей.
В Туркменистане шла внутрипартийная борьба, но об истинной ее подоплеке умалчивали, опасаясь быть обвиненным в «местном национализме» или «великорусском шовинизме».
Еще в начале 20-ых годов началось противоборство между видным партийным и государственным деятелем Средней Азии, преседателем Совнаркома Туркестанского края Атабаевым и вторым секретарем Закаспийского обкома партии Сахатмурадовым, который в служебной иерархии занимал более высокое положение. Однако Атабаев в силу своих убеждений или будучи более гибким политиком поддерживал председателя Закаспийского облисполкома Чары Пирлиева, который по утверждению Сахатмурадова, выражая интересы байской верхушки, выступал против земельно-водной реформы, срывал ее проведение. Противостояние этих двух личностей усилились, после того как образовалась Туркменская ССР и Сахатмурадов был назначен секретарем ЦК, а Атабаев — председателем Совнаркома Туркменистана. Сахатмурадов писал доносы Центру и Средазбюро ЦК ВКП (б), обвиняя Атабаева в либерализме, сочувствую байской верхушке, расценивая его позицию как «беззубую», препятствующую проведению земельно-водной реформы, которая по мнению председателя СНК Атабаева, якобы подобна овчинке, не стоящей выделки.
Действительно, Атабаев критически относился к ряду мероприятий советскиой власти. Он считал, что туркменское сельское общество пребывает в стадии феодально — родовых отношений, где еще не сформировалась торговая буржуазия и нельзя проводить четкую грань между баями, ишанами и дайханами, ибо все они принадлежат к одному сословию — трудовому дайханству, поэтому их всех без исключения следует наделять землей и водой. И Атабаев отстаивал свои позиции, но ЦК КП(б)Т не согласились с ним и предложили ему «искать байские элементы», которых он «нашел немного» и без большого желания.
В вину Атабаева ставилось и его отношение к национальным воинским формированиям. «Каждый народ должен иметь свою армию, писал он, — и поэтому туркменский народ тоже должен организовать свою армию для своей защиты». По мнению Сахатмурадова, подобное утверждение — «националистическое, не большевистское». В ту пору слова «нация», «национальная» ассоциировалась с понятиями «контрреволюция» и «национализм».
С середине 30-ых годов Атабаев уже не обладал прежними полномочиями. Однако о его совестливости, гражданственности, несогласия с указаниями «сверху» говорят протоколы последних пленумов ЦК КП(б)Т, на которых он смело выступал накануне ареста. Но безжалостные жернова тоталитарной системы поглотили и его и Н. Айтакова.
Примечания
Топы-бай Торе-оглы в 1920 г.был арестован, осужден на 5 лет концлагерей, отсидев 4 месяца освобожден. В апреле 1939 г. был вновь арестован, а 20 сентября того же года постановлением коллегии ОГПУ расстрелян за «шпионаж». По тому же обвинению вместе с ним были расстреляны его сыновья Нуры Топпы оглы и Мухамед Курбан Топпы оглы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года все они посмертно реабилитированы.
Батманов, по свидетельству М.Д.Аннакурдова, был репрессирован в 1928г, и в том же году умер в тюрьме. Причина смерти неизвестна. Старшиий из четырех сыновей Ходжамухаммед после размежевания был направлен в Бухару, где назначен надиром (министром) просвещения Бухарской республики, в 1932 г.был арестован по обвинению в принадлежности к «Туркмен Азатлык». Дальнейшая его судьба неизвестна.
Читающим и обдумывающим судьбы тех героичских людей важно было бы понять классовый расклад того общества. Нужно учитывать,что почти всю верхушку партии занимали троцкисты с их идеями интернационализма и всемирной революции. Своими р-р-революционными лозунгами они довольно легко уводили людей в сторону, выгодными им. Практически вся масса членов ВКП(б)были выходцами из низов,из простых дайхан,которые довольно легко соглашались с троцкистами.
Действительно, очень интересные факты в публикациях.
Жаль, что у нашего правительство не нашлось мужества и вряд ли найдется восстановить памятник и память о мужественном человеке, истинного патриота Туркмении.Вечная ему память.
Наше бывшее и нынешное правительство может только ломать человеческие судьбы и
разрушать национальное достоинство
Ваши публикации только часть деятельности легендарного деятеля К.Атабаева и Айтакова.Нет информации о размеживании территории, о создании ТССР и об истории столицы и многое другое.
Да получается что сов.власть власть босяков.Загубив власть имущих мы остались ни с чем.Жаль что Атабаев и Айтаков проиграли в этой борьбе,но остались честными
ну так вот живете вы сейчас под власть имущими и что хорошо вам?
mstarty- ответ
ну так вот живете вы сейчас под власть имущими и что хорошо вам?
Они пришли во власть босыми.Среди нашей власти нет интеллигенции,их нельзя поставить в один ряд с Атабаевым и Айтаковым. А конечный результат Советской власти вы видите.А что вы получили от Сов.власти?
Вечный дефицит всего…
дефицит?опомнитесь дефицит начался с конца восьмидесятых при горбачеве,до этого за туркмению вам говорю все было в магазинах другое дело что не было такого разнообразия но это и естественно время идет,но вы возьмите качество,буханка хлеба в советское время весила килограмм сейчас сколько?да и остальное что лежит на полках вы уверенны что это все качественное?,туркмения как и все остальные республики в советское время жили в достатке просто спросите старшее поколение которое честно работало и зарабатывало а не тех кто тогда тунеядцем или спекулянтом был в то время,у меня сосед работал буровиком он в то время получал больше чем директор его треста!и таких… Развернуть »
да и кто мешал за двадцать пять лет показать как можно хорошо жить без советского союза?что же мешает всем остальным республикам это сделать?но что то этого не видно
Это вечная межгрупповая борьба, она и до сих пор существует. Она мешает прогрессивному развитию.В принципе и сейчас ничего не изменилось. Атабаев и Айтаков — это народные герои, которые и по сей день стоят намного выше Центра. Несмотря на репрессии Атабаев и Айтаков продолжали свою политику на консолидацию туркменской нации.Но они проиграли в схватке со своими противниками по партии.
За что и были репрессированы.
Всем, кто действительно интересуется судьбой Гайгысыза Атабаева и Недирбая Айтакова советую прочесть новый исторический роман Рахима Эсенова «Красный Падишах». Несмотря на то, что роман посвящён в большей степени Айтакову, но хитросплетения судьбы его главного героя с судьбой Атабаева, нашли своё отражение в его содержании. Роман изобилует документальными фактами. Советую почитать.
Друзья!
Не читайте эту книгу!
Наследники Недирбая Айтакова уже подали в суд на Рахима Эсенова.
Kak raz taki nado prochest’, chtoby imet’ svoe mnenie, a pol’zovat’sya chuzhim. Nadeyus’ kniga est’ v inete, a to tam, gde ya seichas, ee ne naiti v bumazhnom variante. Kto znaet ssylku, podelites’, please.
в любом случае надо прочесть, а что правда или не правда решать должны сами.
Где можно взять и прочесть книгу.
Я знаю, что в ТМ Р. Эсенову никогда не разрешат печатать книги.Но историю он изучает по архивным данным.
Растеряли всех и продолжаем терять. Рахим Зсенов серьезный писатель исследователь. Таковых у нас почти не осталось а какие есть те в загоне. Или пиши что надо власти или молчи. И так во всех сферах: истории, культуря, науки. Какая демократия? Какой прогресс? Хватит врать! Оглянитесь вокруг! Проснитесь!