Много родин у ходжи Насреддина…

Важное

Ильга Мехти

Конечно, этот ходжа один из самых известных острословов. Его изречения и философия уникальны своей простотой и одновременно наполнены глубоким смыслом. Ходжа Насреддин — в остроумии не победим! Многие города украшает памятник этому острослову. Бронзовый Насреддин на центральной площади Бухары сидит на осле, его левая рука приподнята, пальцы сжимают монетку. На лице добрая улыбка, но которая, однако, активно провоцирует горожан на всплески забористых и часто политических острот вроде той, что этот сказочный персонаж оценил бы по достоинству, если бы его памятник отлили из переплавленной скульптуры Фрунзе.

А турецкий город Акшехир известен международным фестивалем в честь самого популярного на Востоке героя — острослова. Там ходжа Насреддин в пышной чалме и длинном полосатом халате спускается к пруду, достает глиняный горшочек с йогуртом и, старательно помешивая ложкой, заквашивает йогуртом воду. Обступившие с удивлением спрашивают, что он делает. А балагур отвечает:

— Вы же видите, квашу озеро. Да, это вода. Однако вас сколько собралось, вы все верите, что пруд заквасится, и я с нетерпением жду это чудо.

Фестиваль-то в Турции, но десятки стран в Центральной Азии, на арабском Востоке, на Кавказе и Балканах претендуют на право называться родиной мудрого Насреддина. И не утихают споры, где родился прототип известного острослова. Мир ученых-тюркологов разделился: одни доказывают, что философ — собирательный образ, и такой герой не существовал в реальности. Ведь в фольклоре большинства народов присутствует подобный типаж. К примеру, немец Тиль Уленшпигель, белорус Федор Набилкин, Алдар Косе — у казахов. Другая точка зрения: ходжа Насреддин – действительно существовавший человек. Мужчина родился в турецком селении. Благодаря образованию и своеобразному мышлению, он был даже советником султана. Но доказательств этой теории не найдено, а притчи о приключениях мудрого балагура вошли в книгу «Салтук-намэ», появившуюся в Турции в XV веке, распространились намного раньше. Тогда, где же его историческая родина? И где родился анекдот про Насреддина, к которому как-то пришел сосед и попросил одолжить осла.

— Я уже одолжил его другому, — сказал Насреддин. В это время из стойла послышался ослиный рев.

— Но я же слышу, как он ревет там! — сказал сосед.

— Кому ты веришь больше, мне или ослу? — спросил хозяин.

Примем также во внимание и мнение турецких ученых, которые не сомневаются в том, что мудрец был из народа, который перекочевал когда-то в Малую Азию. Речь, конечно, идет о туркменах-сельджуках, от которых есть-пошла современная Турецкая Республика. Потому не погрешим, если скажем, что о похождениях некоего Насреддина рассказывали уже на базарной площади сельджукского Мерва. Помните, в одной байке самому ходже, так любящему шутки, задают очередной коварный вопрос, на который, казалось, невозможно ответить:

— Где находится самый центр Земли?

— Здесь, — отвечал, не задумываясь тот, кто «умом – неслыханный плут, а сердцем – чистый праведник», воткнув свою палку в землю. – А если не верите, можете убедиться в моей правоте, измерив расстояние от меня во все стороны.

Легко представить нашего героя в Мерве на рыночной площади 11 века среди большой шумной толпы, где индийцы, евреи, арабы, персы и загорелые люди степей. Разные лица, одежда, говор, имена богов. Там, где смешались арбы, колесницы, караваны верблюдов, невозмутимые слоны с поклажей, а затерявшийся сельский погонщик ослов бежит к ходже Насреддину:

— О мудрейший, объясни мне одну вещь, иначе я сойду с ума. Мне дали десять ослов для перегонки в другой город, и я отправился в путь. Перед дорогой я их пересчитал, их было десять. Я сел на осла, и мы поехали. По дороге я решил вновь пересчитать ослов, и, к моему ужасу, их стало девять. Тогда я решил сделать привал, спешился и снова пересчитал свое стадо — их вновь было десять! С облегчением я вновь тронулся в путь, но, когда решил снова пересчитать ослов, их опять было девять! И так всю дорогу: в пути их всегда девять, а на привале — десять. Взгляни сам, о Насреддин, и скажи, сколько ты здесь видишь ослов?

— Одиннадцать!

А через базарную площадь Мерва уже неслись вскачь всадники. Те гонцы спешили через толпу с донесениями самому Мелик-шаху, потому высокие дородные люди в шёлковых халатах тут же возвели глаза к своим искусно закрученным тюрбанам и, поглаживая ладонями рыжие от хны бороды, шептали небесам: «О, Милостивый!». Лишь ходжа Насреддин был невозмутим, он выезжал из ближайшей чайной на своем осле, сидя задом наперед.

— Ходжа, — спросили его, — скажи, во имя Аллаха, почему ты так сидишь? Разве это прилично и удобно?

— Если я сяду по-другому, — ответил он, — вы будете у меня за спиной, и я не увижу ваших лиц. Ехать так, как я, гораздо почтительнее к вам.

Сельджуки, когда-то умчавшиеся на своих легкокрылых скакунах в поисках новой судьбы, в Малой Азии начали строить экономику настолько серьезно, что через несколько лет наступило у них настоящее экономическое чудо, а следом, как и положено, в таком бурлящем котле расцвел и фольклор с народным героем, не упускающим момента пошутить по разным поводам. Говорят, что от сельджуков достался Турции плов. Это не первоапрельская шутка. Да, несомненно, это блюдо было рождено персами, но стало-то оно популярным даже за пределами Азии, только благодаря сельджукам, их торговым караванам из Китая по Шелковому пути, который, по сути, можно было бы назвать и «рисовым». Тем же путем — но от рассказчика к рассказчику — достались Турции и сказания о благородном плуте ходже Насреддине, ставшем со временем любимым персонажем фольклора всего мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан – венец творчества сатириков и юмористов характерного сельджукского стиля. Так что, главный путь шуток Насреддина – это, конечно же, сами потомки туркмен-сельджуков, их до 70 процентов всего населения Турции. Самое точное представление могут дать сирийские и иракские туркмены или «юрюки» из центра Турции. Но вот, что интересно, через столетия после эпохи правления сельджуков и османов американский ученый Брент Кеннеди занялся генеалогией граждан США, этимологией их фамилий. После двадцати лет исследований пришел к неожиданному выводу. По его данным пять миллионов американцев имеют тюркское происхождение, среди них Элвис Пресли и Авраам Линкольн. Большинство переселившихся на американский континент в середине 17 века были турками-сельджуками Центральной и Малой Азии. Потомки великих сельджуков всегда знали свою древнюю историю, культуру и, конечно же, помнили от предков шутки знаменитого сельджукского острослова и перенесли их через океаны и моря по всему миру.

И в наше время с помощью анекдотов и историй, где героем ходжа Насреддин, народ выражает свое мнение и критику. Шутит в наши дни острослов уже с учетом новых реалий и технологий, как в анекдоте о том, как ходжа Насреддин сменил мечеть. Встретив его на базаре, мулла прежней мечети стал стыдить Насреддина:

— Ты мудрый человек, — сказал он, — неужели ты думаешь, что из новой мечети твои молитвы будут доходить до Аллаха лучше?

— Все зависит от провайдера, — улыбнулся ходжа Насреддин.

Неодолимый жизнелюбец и поборник «деятельного добра» до сих пор в строю, и он не молчит, когда нужно его слово в стране, где события пострашнее, чем в голливудских блокбастерах, а правитель имеет две головы, где подхалимы еще задолго до полета Гурбангулы Бердымухаммедова на турбовинтовом штурмовике бережно передали его летную форму в музей на вечную память. Достается и многим чиновникам от острословов, выступающих против лжи и беззакония под именем великого Насреддина. Потому не дождаться у нас памятника ни бронзового, ни даже глиняного тому, чье слово намного острее сабли.

Бухаре, конечно, очень повезло… Она стала еще одним знаменитым городом ходжи Насреддина благодаря тому, что там много лет ученый-тюрколог Владимир Александрович Гордлевский собирал истории и анекдоты, острые и мудрые слова вольнодумца и возмутителя спокойствия. Повезло и на писателя Леонида Васильевича Соловьева, который создал книгу о том, кто «… в изгнании, странствуя из города в город, из одной страны в другую, пересекая моря и пустыни, ночуя как придется — на голой земле у скудного пастушеского костра, или в тесном караван-сарае, где в пыльной темноте до утра вздыхают и чешутся верблюды и глухо позвякивают бубенцами, или в чадной, закопченной чайхане, среди лежащих вповалку водоносов, нищих, погонщиков и прочего бедного люда, с наступлением рассвета наполняющего своими пронзительными криками базарные площади и узкие улички городов». Повезло и с актером, нашим земляком, Леонидом Филатовым, который эту славную книгу не просто рассказал, а живописал. Повезло и нам всем, которым посчастливилось слышать и наслаждаться этой славной историей.

12 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

12 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Надо книги Леонида Соловьёва о ходже Насреддине издать в Туркменистане и изучать в школе. Люди найдут много общего между современным Туркменистаном и порядками, высмеивавшимися в этих книгах.

Туркменские менты, обирающие всех кого можно, один в один стражники Бухары, а вот султаны были поумнее нынешних вороватых отца и сына. Лишь Туркменбаши с его партшколой напоминал бухарских правителей.

Недавно какие-то обделённые разумом женщины приезжали со своими проблемами к сыну падишаха. Полицейские охренели и отправили их назад.
Кабы они прочитали про эмирский суд в этой книге — остались бы дома, не смешили бы других.

В России сразу два аналога Ходжи Насреддина — это Иван-дурак и Иван-царевич, главные герои многих русских народных сказок. Как и Ходжа недалекие умом только с виду.

Ну ты и сравнил конечно. Куда Ивану дураку, который только и может на печи валяться, состязаться в уме по острословию и в то же время, духовно просвещенному старику Насреддину.

@Большинство переселившихся на американский континент в середине 17 века были турками-сельджуками Центральной и Малой Азии@

как они добирались — неизвестно, но мы все «знаем», что ацтек — это искаженное ак теке

это ты в рухнамэ вычитал?)

Да, тама. Но Рухнама уже устарела, надо цитировать книги нынешнего падишаха.

Сможешь оспорить?

ничего своего у них нет. даже Ниязова присвоили

Самый знаменитый из рассказов о том что Ходжа обещал падишаху научить ишака разговаривать. Сапарик не дождался, и теперь мы все ждем когда второй падишах умрет

Өзіңе өмір тіле, оңбаған, розумиш?

Последние сообщения

Туркменистан обсудил с китайской компанией Weichai модернизацию сухогруза «Сапармырат Ниязов»

На судостроительном и судоремонтном заводе «Балкан» состоялась встреча с представителями китайской машиностроительной корпорации Weichai, на которой обсуждались вопросы модернизации...

Больше по теме