Джигиты в боях и политике грозных лет

Важное

Ильга Мехти 

Служба для туркмен и участие в первой мировой войне были предметом их особой гордости. С первых же месяцев войны российская пресса сообщала о героизме туркменских воинов, которыми командовал Ораз-сердар, сын одного из предводителей защитников Гёктепинской крепости.

В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1881 год помещен рассказ о приеме русским императором «депутации» защитников Гёктепинской крепости. Вот такой царский реверанс!

Там сообщалось, что, Дыкма-Сердар привез с собой в Петербург сына, и они поехали в Стрельну в пансион Николаевского кавалерийского училища, где Ораз-сердар (тогда Уразберды) остался на лето. После окончания Пажеского корпуса в звании корнета Ораз-сердар вернулся из Петербурга на родину, через несколько лет службы он был назначен командиром Туркменского конно-иррегулярного дивизиона, выполнявшего функции пограничной службы.

Ему было уже 43 года, в чине майора (по другим данным — подполковника), он стал командиром одного из подразделений Текинского кавалерийского полка, храбро воевавшего на фронтах Первой мировой войны. 28 мая 1916 года произошло крупнейшее Доброноуцкое сражение, когда 9-я армия юго-западного фронта наголову разбила силы противника.

Однако российское командование не сумело правильно распорядиться кавалерией. Мощный конный корпус армии остался не у дел. Брошенный в бой Текинский полк был обречен на гибель в далекой Австро-Венгрии. Однако джигиты не уронили славы туркменского оружия. Архивные материалы свидетельствуют: полк в 600 сабель уничтожил 2000 и взял в плен более 3000 австрийцев, захватил большое количество артиллерийских орудий, пулеметов, винтовок, боеприпасов, лошадей.

О службе текинцев в книге «Жизнь и смерть генерала Корнилова» рассказал Бекназар-Хан Хаджиев. Хаджиев на протяжении нескольких лет был близок к известному генералу и возглавлял его личный конвой из джигитов полка.

Он писал: «Текинский конный полк …совершенно не был похож на существовавшие в России полки, так как его традиция, жизнь и дисциплина были совершенно отличны. Говоря правду, Текинскому полку больше подходит название “аламан”. В этот-то аламан я впервые попал в Рашкове 15 октября 1916 года на Австрийском фронте, куда он отошел на отдых. Разница между прежним аламаном и теперешним заключалась в том, что теперь текинец переменил свою деревянную пику на стальную, к неразлучному ятагану прибавилась еще пятизарядная винтовка, пулемет, и он привык к дисциплине. Раньше текинец шел в бой, как я выше говорил, для поддержания своего существования, теперь же он шел как спортсмен из любви к сильным ощущениям, а главным образом и потому, что его Сердар сказал: “Россия в опасности”.

До начала Великой войны Текинского полка не было, а был Туркменский дивизион, развернутый наспех в полк и только на фронте переименованный Государем Императором в Текинский конный полк в знак особого Высочайшего внимания. Дивизион – основное ядро развернувшегося полка, был хорошо дисциплинирован. Эта дисциплина, чисто военная, поддерживалась вековой дисциплиной племени, предписывавшей джигитам подчиняться своему вождю – Сердару, уважать личность старшего и не делать того, что не позволяет совесть.

Сюда шли люди не по принуждению, а по собственному желанию. Причиной добровольчества послужило соприкосновение текинца с русскими – кочевника с культурой».

Книга рассказывает о первых боях Добровольческой армии и трагической смерти генерала Лавра Георгиевича Корнилова, с которым туркмены были давно знакомы. Когда поручик Корнилов служил на афганской границе, он вёл разведку совместно с туркменами. Его знали и любили. Генерал Корнилов, в свою очередь, сформировал из них личный конвой.  

В августе 1917 года Ораз-сердар принял активное участие в Корниловском мятеже. Благодаря его авторитету и разъяснительной работе среди офицеров и кавалеристов-туркмен, Текинский полк в отличие от ряда казачьих соединений оказался в числе немногих элитных подразделений царской армии не подверженных влиянию красной агитации. В ноябре-декабре 1917 года принял участие в походе генерала Корнилова, в результате которого Текинский полк, обеспечивая поступательное движение на Дон и вступая в частые столкновения с частями Красной армии, понес огромные потери в личном составе. После разгрома текинцам была поручена охрана Л. Г. Корнилова в Быховской тюрьме, причём, надо заметить, им приходилось охранять генерала от расправы со стороны революционизированных солдат, которые погрязли в грабежах и пьянстве, отказывались воевать и отправляли офицеров «в штаб Духонина» — это широко распространенное в ЧК и Красной Армии выражение означало «расстрелять». 

В результате таких трагических событий практически погибло подразделение туркмен, более верных России, чем большинство русских. В этом уверены современные военные историки. Текинский полк не затронуло разложение армии и революция. Полк оставался верным своему командованию и России.    

Гражданская война в России 1918-1920 годов оставила за собой кровавый след, ружья стреляли повсюду, лозунги призывали убрать с дороги врагов коммунизма… Расстрелы, массовые и одиночные, списывались именем революции. Уже в начале 1918 года в Закаспий вернулся генерал-майор Ораз-сердар. Скоро начался Ашхабадский мятеж. К рабочим начали примыкать отряды из разных туркменских племен, недовольные властью большевиков. К 21 июля почти на всей территории Закаспийской области была установлена власть временного правительства, в большинстве своем из эсеров, среди которых от туркмен были полковник Ораз-сердар, полковник хан Н.Иомудский, штаб-ротмистр С.Овезбаев и другие. 

Исконная территория туркмен в ходе борьбы за власть переходила то в руки «красных», то «белых», то оставалась под патронажем англичан.

Ораз-сердар возглавил вновь сформированный Туркменский конный дивизион в составе вооруженных сил юга России,и, судя по документам Российского государственного исторического архива, с июня 1918 года участвовал в белом движении в Закаспийской области. Дерзкие планы Ораза-сердара по изолированию земли туркмен от власти большевиков не нашли поддержки среди местной военизированной знати. Отдельные авторы отмечают, что в период английской оккупации командующий вооруженными силами Англии в Закаспии генерал Маллесон считал, что переход Закаспийской области под протекторат Великобритании был бы возможен, но только при одном условии – если на это согласится Махтумкулихан. Но этот хан, несомненно, понимал, что щедро снабжая туркмен оружием и подогревая их антисоветские настроения, Великобритания вынашивала вполне земные планы контроля над нефтью Каспийского бассейна. Однако этот глава туркмен отказался и от другого судьбоносного предложения Ораза-сердара -хоть формально возглавить создаваемое самостоятельное Туркменское государство. Зато о необходимости образования национальной государственности туркмен, не теряя времени, заговорили большевики.

Как пишет известный туркменский исследователь М.Соегов: «Некоторые источники сообщают, что уже в апреле 1921 года высшими органами большевистской партии было принято решение о разделе территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства (края) на две административные единицы: на его юго-западных землях и в Закаспии была создана Туркменская Автономная Советская Социалистическая Республика, на остальной части – Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика. Обе – в составе РСФСР. Столицей первой стал Ашхабад, второй – остался Ташкент».  

Антибольшевистский мятеж Красная армия потопила в крови. Горька судьба текинцев Добровольческой армии. Часть попала в плен к красным и перешла к ним на службу, неизвестно, насколько добровольно. Большинство из выживших джигитов попало в эмиграцию. Сколько их осталось в живых, неизвестно. Известен только Хан Хаджиев, покинувший с Деникиным Россию и умерший в эмиграции в Мексике. 

Вернувшись на родину, большинство джигитов под руководством главнокомандующего белогвардейскими войсками Закаспия генерал-майора Ораза-сердара воевали против большевиков. В 1920 году советское правительство Закаспийской области амнистировало туркмен – участников белого движения. Кто-то пошел служить в Красную армию, кто-то в советскую милицию, а кто-то даже занимал ответственные посты в советских органах.

Первый туркменский генерал русской армии Ораз-сердар провел остаток жизни на чужбине. Умер в 1929 году в Белграде и захоронен там же. 

Заслуги Сердара Ораза по отстаиванию национальной государственности все же отмечены. Как пишет туркменский академик М.Соегов, первому туркменскому генералу со стороны Британской короны был присужден почетный титул сэра.

Новые страницы борьбы за самоопределение туркмен помогут раскрыть детали социального поведения элиты, имена героев и их поступки. Незаслуженно забытые имена героического поколения, проливавшего кровь за свободу и честь своего народа, должны быть возвращены потомкам.

… А сегодня на родине туркмен страдающие внуки и правнуки прославленных лихих джигитов сникли до положения рабов. Если нынешний правитель поведёт на эшафот их, потомков тех, кого в первую мировую пленные германские офицеры называли «дьяволами», совершающими то, что вне пределов человеческих сил — то они спокойно пойдут. 

Отказ от свободной воли и махровый подхалимаж изменил идеалы кентавров. Их унижают, а они говорят: «Ай, болья».

8 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

8 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Да ладно, сто лет назад туркмены безропотно подчинялись белому царю в Петербурге, а теперь безропотно подчиняются черному царю в Ашхабаде. Ничего не изменилось.

Так или иначе, никогда Туркмения не жила так благополучно, как при «кровавых коммунистах». Закончились коммунисты — закончилась и нормальная жизнь.
И похвально, что отметили реальный интерес Британии — а то кто-то мог написать и про «несущих свободу и демократию европейцах», которые боролись за счастье угнетённых народов. Блаженных хватает.

Созвучно. Будучи этническим туркменом , я не представляю себе дальнейшего нормального развития нашего народа без консолидации с культурой соседних народов, языками, культурой. Асхабад всегда был русскоязычным. Что бы тут не кричали некоторые «патриоты». Взяли «независимость» , «нейтралитет», и прочие «достижения». И что видим? Абсолютный нуль. Старики нищие. А благополучие инвалидов, стариков- главный критерий благополучия общества. Уже не говорю про то, что воцарилась повальная коррупция, невозможно устроиться на работу, получив, с грехом пополам образование ( дипломы не всех ВУЗов признаются, умора) . Везде, куда ни ткнись- идиотизм, обезличивание и оболванивание. «Моя хата с краю…»

Давно не читал такой интересной статьи, спасибо автору и редакции. Сколько же было трагических событий. Последние два абзаца — великолепны, полностью поддерживаю.

Жад

Ничего мы изменить не сможем. будем также дальше страдать. если у тихановской в беларисии ничего не получилось то у нас тем более не получится. нас легко и просто всех закатывают в асфальт.

Редактировано 2 лет назад Анонимно

Не надо ждать «Тихановскую». Надо самим меняться, вспоминать свое могучее прошлое. Общество само должно меняться. А гордых земляков любитель алабаев — бывший советский раб не сможет обуздать…..

пресса сообщала о героизме туркменских воинов, которыми командовал Ораз-сердар, сын одного из предводителей защитников Гёктепинской крепости.
@@@
Вот, что значит — культурный подъем!

Последние сообщения

Туркменистан обсудил с китайской компанией Weichai модернизацию сухогруза «Сапармырат Ниязов»

На судостроительном и судоремонтном заводе «Балкан» состоялась встреча с представителями китайской машиностроительной корпорации Weichai, на которой обсуждались вопросы модернизации...

Больше по теме