Сколько лет Ашхабаду?

Важное

Ильга Мехти

Асхабад перешел России по Ахалскому договору с Персией от 21 сентября 1881 года. Такой документ мог возникнуть потому, что Российская империя не считала занятую ими территорию местом исконного проживания туркменских племен, а только местом их постоянных кочевок, а их самих — подданными Персии, о чем свидетельствуют письма русских консулов в Архиве внешней политики царской России.

История Ашхабада изначально была писана победителями, а потом подтверждена советскими идеологами, и как следствие, многие исторические факты притянуты и склеены не очень аккуратно для утверждения, что русские войска заняли маленький аул Асхабад в 1100 кибиток. 

Странно, что военные не заметили домов богатых баев за саманными дувалами. А я помню, правда, уже развалины, глиняных домов того Асхабада. Там, по улице Гоголя, лишь через несколько лет после землетрясения были построены квартиры для писателей Туркменистана. Но знали ли те литературные работники историю этих мест…

Обширной территорией земель центра города владел богатый человек. Часть своих владений он продал для строительства Машрикул-Азкара — храма бахаи. Это я узнала недавно в Институте восточных рукописей РАН. Узнала и то, что сохранилось имя того продавца, оно в названии того участка Замини-Азам (Земля Азама). Понятно, что до прихода русских не только богач Азам жил по улице Мервской, знаменитой уже тем, что по ней издавна из Хивы, Бухары, Афганистана и даже из Индии через Мерв шли караваны на знаменитый Хивинский рынок Асхабада. Только со временем тот рынок стал называться Текинским. Прежняя караванная история осталась лишь в названии ближайшей Хивинской улочки. А большой базар, как мы знаем — в Азии всегда определял статус поселения, как городского.

А если копнем гораздо глубже? Судя по древнему путеводителю «Парфянские стоянки» грека Исидора Харакского, где-то здесь стоял когда-то храм вечного огня. Археологи и сейчас находят свидетельства парфянской древности города. Рады они даже простой домашней утвари — глиняным хумам. А холм, хранивший останки парфянской крепости, никто не пожалел. Да и кто посмел бы, ведь он был снесен по желанию властителя, теперь печально известного как Сапармурат Туркменбаши. Хотя именно этот холм дал имя нашему городу. Ашхабад — ведь это не «город любви», как переводят многие. Земляк наш, востоковед Хасан Пишру знал из иранских хроник, что название города созвучно имени парфянской династии. «Аршакиды» звучало и как «Эшканиды», потому многие иранцы до сих пор называют наш город Эшк. Произносилось и как «Асканиды», а это совсем уже близко к «Асхабад». Так называлось большое городское поселение, которое заняли русские войска после захвата крепости Геоктепе. Прибывший пятитысячный отряд, обозначив на карте исторический холм «горка», начал вокруг него строительство оборонительного укрепления, а точнее буферной зоны на окраине русской Азии для охраны центра России от нестабильного южного соседа. 

Но был и честный взгляд на историю города. В 1871 году русский исследователь Иероним Иванович Стебницкий — начальник Военно-топографического отдела главного управления генштаба империи, член Русского географического общества в своих «Заметках о Туркмении» писал: «Асхабад… называется городом, но есть в нём и укрепление». За 10 лет до так называемого «основания» Ашхабада, он уже назывался городом, причём в самих русских источниках.

Рос город, стали появляться новые улицы с именами царских генералов, захвативших земли туркмен, и их воинских формирований. Но со временем появились улицы с мирными названиями: Базарная, Кирпичная, Фонтанная, Типографская, Огородный переулок, даже Пивной и Докторский, где жили семьи военных врачей, Учительская. А потом улицам давали уже имена русских классиков — Гоголя, Чехова.

В 1898 году улица Мервская стала проспектом имени генерала Куропаткина, а в советское время ее назвали проспектом Свободы. О, это сладкое слово «свобода»! Затем проспекту дали имя Сталина. Однако позже проспект вернули название Свободы. Старинный проспект был очень длинным и прямым, как стрела. Жаль, не оценили его редкую прямоту советские архитекторы, они заставили стрелу согнуться и нырнуть под землю около цирка. Сейчас проспект носит имя туркменского поэта-классика Махтумкули.

Многие грустят по Ашхабаду, где выросли. Но наши сердца сжимаются от боли еще и потому, что на прежде шумных улицах, где люди встречались и здоровались на разных языках, улыбались, сейчас не видно прохожих. Нынешний Ашхабад замер, замкнулся в себе. 

37 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

37 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Так сколько? 🙂

итого +- 140 лет

Сколько лет Ашхабаду?
**************
автор явно не разделяет идеи рухнама. Видимо жизнь в России негативно сказалась на ее мировоззрении. Какие-то не внятные намеки.

Бессмертный труд первого президента, четко дает понять — Ашгабату уже не одна тысяча лет, наряду с иными городами Туркмении, коих к моменту прихода русских, были тысячи!

Ну еще бы)))))))))))))))))))))))))))))))

автор явно не разделяет идеи рухнама. ….. Точно. Потому что наука и мракобесие не совместимы: . «Даровав туркменам священное право умножаться числом, великий Аллах наделил их двумя неотъемлемыми чертами: ВДОХНОВЕНИЕМ и ЦЕЛЬНОСТЬЮ. Озаряя светом их души, он зажег светоч РАЗУМА в их сознании. Соответственно и нарек свое творение ТЮРК ИМАН (родом из света). Так в мире появились туркмены. … Пророк придавал важное значение внешнему виду людей, их одежде, манере одеваться в целом. Он внушал, что великий Аллах прекрасен и любит все прекрасное, туркмен должен быть достойным любви Творца. Нух прививал своим сородичам особое чувство вкуса и меры, что нашло зримое… Развернуть »

А теперь просто сравним то — что и о чём писали Коммунисты: «Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая… Развернуть »

«царских генералов, захвативших земли туркмен»
По факту правильно, захватили

А по сути — русские те еще захватчики.

Захватили — и как давай промышленность поднимать, канал строить, сельское хозяйство развивать, порядок наводить, деньги вбухивать, русское население завозить.

И сейчас, после нескольких десятилетий независимости думаю понятно что русские были не захватчиками в обычном понимании
.
И, поэтому, думаю, неуместна эта ваша фраза

Редактировано 3 лет назад Влад

Абсолютно с вами согласен, вы забыли упомянуть главное. Дали равноправие женщинам! Они стали получать образование. Но при всем мы не должны забывать и про другое. Например при гокдепе была резня, и царская армия не щидила никого (детей, стариков и женщин) в итоге мы имеем историю. Как её не поверни, она такая какая есть.

Только давайте не будем про Геок-Тепе! Для начала поизучайте эту проблему, а потом называйте резней. Узнайте, благодаря кому вдруг туркмены, которые были недосягаемы в своих кочевьях, оказались вдруг заперты в крепости. Или почему вдруг царские войска, всегда будучи лояльны к местному населению вдруг как Вы говорите устраивают резню. И почему на севере и западе ТМ, царские войска встречают как освободителей. А ещё почитайте, почему все остальные туркмены не считают текинцев туркменами.

Очень интересно… я правда где-то слышал, что Гурбанмырат Ишан (святой шахид у туркмен) всё-таки был не святым а предателем, загнав всех жителей (и женщин и детей) в крепость, хотя все остальные советовали разбежаться по пустыне. Но сейчас все ахалтекинцы считают его героем, винят народ Мары, что те не помогли, ненавидят их и всех остальных туркменистанцев. А сам президент кстати на самом деле родом из Эсенгулы, Балкан. Его дед приехал оттуда в Геокдепе преподавать в школе, и раньше его здесь никто не знал. Если помните начальной его президентской поездкой был именно в пустынное село в Эсенгулы. Может там всех называют с… Развернуть »

Была резня, война вообще дело кровавое.
Можно были и не сопротивлятся, понятно же что та Россия с ее ресурсами и количеством населения завоюет любую малую страну.
Я про другое — сейчас, когда вот вам Туркменистанцам, полная независимость, думаю понятно уже, что «русская оккупация » была чуть ли не самым лучшим временем в новейшей истории туркмен.
Усилиями, средствами , русских.
Против чего я, как русский , возражаю — и против завоевания, и против «наведения порядка»
У себя, в исконной России порядок наводить надо , а не лесть в чужие земли

Но при всем мы не должны забывать и про другое.
*************
туркмены пришли на Русь в составе банд батыя. За 650 лет до Геоктепе.
Будем вспоминать?

захватили – и как давай промышленность поднимать, канал строить, сельское хозяйство развивать, порядок наводить, деньги вбухивать, русское население завозить.
****
да, явная глупость. За, что и получили «благодарность».

«русское население завозить » — думаете это положительный момент? Ошибаетесь. Именно из-за того, что в Центральной Азии были русские здесь развал и нищета.

из-за того, что в Центральной Азии были русские здесь развал и нищета.
**************
вы правы милейший ****ополиз баклажки. Именно русские разрушили тысячи городов великого туркменистана. существовавших тысячи лет.
)))))

Немного юмора — история найдена на просторах интернета: . Гостил как то в 90е в Ашхабаде. Проникся там Востоком по-полной. Восточный город живет дворами. Это как племя,что ли. Миниячейка общества.Все взрослые друг друга и друг про друга знают,общаются,ходят в гости. Иногда накрывается дастархан-прямо во дворе организовывается застолье. Дети тусуются тоже согласно квадратно-дворовому признаку. Во дворе есть свои авторитеты , парии , знаменитости. И клоуны. В нашем дворе главный клоун-это Мурат. Полутуркмен,полурусский. Уникальный персонаж… За день до представления Мурик оповестил народ,что цирк состоится во дворе в 7 утра. Явка обязательна. Поутру во дворе аншлаг. Жильцы торчат в окнах,восседают на лавочках и… Развернуть »

7.00 Во дворе появляется ежеутренний бабай-молочник. Древний дед на ишаке с двумя бидонами молока. Вид архаичный: халат,кирзачи,папаха. Живое воплощение традиций. Ишак хозяину под стать-флегматичен и полон сознания собственной значимости. Неторопливо переступая ишак выходит на середину двора…и тут сзади из кустов выползает Мурат-с палкой в руках. На конце копья у него привязана тряпка. Этой-то тряпкой Мурик тычет животине под хвост . Как выяснилось впоследствии-тряпка была пропитана скипидаром. Сделав свое черное дело,негодяй скрывается в кустах,незамеченный всадником. Двор,затаив дыхание,ждет представления. Поначалу ничего не происходит. Но через пару метров сигнал от пылающего очка таки добирается по неторопливым нейронам до ослиного мозга. Ишак задирает уши… Развернуть »

Непонятно, это тот Дестр, моривший всех косноязычием?

Препохабнейшая картинка,согласен. Бабай никого не трогал,молочишко детишкам развозил,а тут эта ***… Но спокойно смотреть на этот цирк никто не мог. Двор выл , извивался , хрюкал,заходился в истерике… Деду было не до обид-он показывал класс в джигитовке. Ишак ,приплясывая и вертя бедрами,сделал два круга по двору,затем изящно перешел на нижний брейк: шлепнулся на ***,расставил задние ноги,и пополз задом по асфальту,перебирая передними копытами. Публику порвало в клочья. Какая-то тетка чуть не выпала в окно. Дед не сдавался. Цепко держась за шею,он умудрился вытащить плетку и пустить ее в дело. Получив пару горячих,ополоумевшая скотина подскочила ,и,утробно завывая,взвилась в воздух. Прыжок на метр,не… Развернуть »

Ну ничего себе, тебя прет

Так я и запомнил их: скачущих наметом вдаль. Стелящегося по-над землей ахалтекинского ишака и вцепившегося намертво всадника с развевающейся за спиной шевелюрой,переплетенной с бородой. За спиной у джигита хлопал на ветру халат-бурка.
Эпическое зрелище,надо сказать.
Еще б Вагнера врубить погромче-для завершенности.
Как выражается классик «Если бы я при этом деле присутствовал, то обязательно засадил бы верхом на собак беснующихся мартышек в красных колпачках на лысых головах и всунул бы в мартышечьи руки по крошечному факелу. Чтоб, значит, окончательно! Чтоб картинка такая была, что поднесёшь пальцы ко лбу перекреститься, да молча лицом вниз, навсегда.»

А мне жалко дедушку 🙁

С большим удовольствием прочёл публикацию. О многом всколыхнуло в душе, напомнило, привнесло в душу что- то тёплое , родное. Большое спасибо всем землякам, кто ещё есть по воле Аллаха!

Ну так сколько все таки лет Ашхабаду? Из заметки так и не понял — русские отобрали земли у иранцев или у туркмен?

По соглашению с персидским шахом, зона племен формально входившая в Персию, перешла к России.

это была стоянка кочевников. чем вы читали?

Да, накосячил Туркменбаши — сейчас парфянская крепость была бы архитектурно-исторической жемчужиной Ашхабада.

Чарджуй и Асхабад. Могли бы сложиться другие отношения чем сейчас, где варвары сидят в Ашхабаде и всех остальных народов в доноров крови превратили. Голый лист этот ахалский велаят; умения править с роду не умели и плюс ко всему своих алабаев, хилых коней и дырявый замок за достопримечательности толкают как шулеры карточную игру в вагонах. Ашхабад как раковая опухоль в умирающем теле… единственный выход это купировать и изолировать опухоль. Закрыть воду и газ, чтоб не заразились наши ресурсы и посмотреть как жители Ашхабада неожиданно и Президента свергнуть, и конституцию предлогут соблюдать и в любви к миллиону имигрантам за границей признаваться начнут.… Развернуть »

рядом Теке базар есть улица Хивинская, если конечно уже не переименовали в улицу Аркадага или т.п.

«Эшх» (перс.), а также «ашк», «ашх» (аршак.) — это слово «глаз». «Бад», «бат», «пат» — значит «стена», «град». «Город глаза», что ли? Может, это тот символ от сглаза (синий глаз) поучаствовал?

Агупова в своем репертуаре)))) И вашим и нашим)))))))))))))

С какой Персией? С Каджарами был договор

С династией Каджары — шахами Персии.

В-общем, жили первоначально в самом городе персы и аршакиды. И всякие пёстрые «кочевники-набегатели» вокруг да около, для которых потом всё создали — название, республику, страну… Что, не так что ли?

Так.

Арминий Вамбери совершил своё путешествие в 1961 году в Туркестан. Он много внимания в своих описаниях уделяет туркменам, но что бы что то было в упоминаниях на место которое стало Ашхабадам, Армминий ничего не пишет. Меня как рождённого в Ашхабаде немного разочаровало.
Что касается влияния Российской Империи и дальнейшее прибывание под СССР несомненно продвинуло Туркмению их феодального общества в более индустриальное. Беда только , что нынешний Туркменистан выбрал не путь свободного общества, а путь единовластия что было самое худшее при царизме и СССР.

Редактировано 3 лет назад Александер

V 19m veke

Последние сообщения

В Перми у студентов из Туркменистана обнаружили туберкулез. Из Гродно депортировали туркменского студента

В Политехническом университете Перми у студента из Туркменистана подтвердился диагноз туберкулез. Молодой человек был изолирован и помещен в обсерватор,...

Больше по теме