Сергей Лавров в Ашхабаде: дипломатическая ничья в пользу «Газпрома»?

Важное

Виталий Волков

Deutsche Welle

Визит главы МИД России Сергея Лаврова в Туркмению был, скорее, не дежурным, а «пожарным», отмечают эксперты, указывая на большое число накопившихся в последнее время разногласий сторон.

Двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ашхабад, завершившийся 28 января, судя по всему, был непростым как для российской, так и для туркменской стороны. С 1 января «Газпром» перестал покупать туркменский газ, сочтя условия действовавшего ранее долгосрочного контракта невыгодными. А Ашхабад в свою очередь предлагает себя в качестве поставщика газа в Европу, а в конце 2015 года начал строительство ТАПИ (Трансафганского трубопровода, который свяжет месторождения газа в Туркмении с потребителями в Афганистане, Пакистане и Индии) — обе эти инициативы не поддерживает Москва.

Расчет с изъяном

По вопросам безопасности тоже есть серьезные разночтения, отмечают эксперты. России хотелось бы видеть со стороны Ашхабада большую вовлеченность в систему коллективной безопасности на афганском направлении, костяк которой составляют страны ОДКБ. А туркменские власти не спешат с этим, зато открыто выразили озабоченность пусками Россией ракет с Каспия по целям в Сирии. Есть и проблема русскоязычных жителей Туркмении — так называемых бипатридов, по которой у Москвы и у Ашхабада разные взгляды.

«В начале 2010-х власти Туркмении, окрыленные подписанным с Китаем масштабным газовым контрактом, постарались занять позицию сильного игрока в отношениях с «Газпромом» и рассчитывали на поддержку международных финансовых институтов в продвижении нероссийских газовых проектов типа ТАПИ и «Набукко». Но расчет на КНР оказался с изъяном — цены на газ и нефть в 2015 году резко упали. Китай туркменский газ оплачивает не валютой, а в зачет выданных ранее кредитов и задолженностей», — рассуждает эксперт Центра исследования кризисных ситуаций (CSRC) Наталья Харитонова.

По многим признакам сейчас у властей Туркмении большие проблемы с бюджетом, с валютными резервами и покрытием долговых обязательств перед иностранными фирмами, полагает эксперт. «И перспективы не самые веселые — в Европу свой газ после снятия санкций намеревается вывести Иран, а для ТАПИ необходима стабилизация в Афганистане, а там динамика наоборот негативная», — продолжает Харитонова.

Счет 1:1

С другой стороны, по оценке российского эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, факт визита Сергея Лавров в Туркмению точечно, а не в рамках турне по региону или по пути в Юго-Восточную Азию, при этом с ночевкой в Ашхабаде, свидетельствует о внимании, которое Москва вынуждена сейчас обращать на отношения с Туркменией. «В последнее время они складывались как нельзя хуже, и в Москве должны были придти к выводу, что если так дальше пойдет, то Туркмения полностью уйдет из-под российского зонтика и в вопросах безопасности, и в качестве экономического контрагента», — рассуждает Дубнов.

«Контрапунктом российско-туркменских отношений является газ. Разрыв «Газпромом» стратегического контракта по закупке туркменского газа, заключенного в 2003 году, повлиял на сговорчивость туркменской стороны, и нынешний визит состоялся. Ашхабад не сильно счастлив от того, что он вынужден восстанавливать отношения с Россией как с покупателем газа, но в сложившейся ситуации это наименьшее из зол — Россия, в отличие от Китая и частично от Ирана, платила за туркменский газ живыми деньгами, которых сейчас недостает Ашхабаду», — пояснил эксперт в интервью DW.

Судя по итогам визита Сергея Лаврова, стороны возобновили переговоры о поставках газа в Россию, но на более выгодных для «Газпрома» условиях, полагает Аркадий Дубнов. В свою очередь президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и министр иностранных дел Рашид Мередов, по выражению Дубнова, на площадке безопасности «отыграли» у Сергея Лаврова потерянное в газовом вопросе очко.

«Москва вынуждена притормозить более чем активное стремление напугать Ашхабад опасностью из Афганистана и по меньшей мере публично признать, что усилия Туркмении по защите своих южных границ пока достаточны для безопасности страны и ее соседей. В этом довольно серьезная победа туркменской дипломатии», — указывает Аркадий Дубнов.

Статус-кво по бипатридам

В свою очередь Наталья Харитонова обращает внимание на то, что российскому гостю, вероятно, удалось успокоить страхи хозяев, связанные с военной активностью Москвы на Каспии.

«По крайней мере открытой дискуссии и упоминания этой темы в пресс-релизах нет, зато Сергей Лавров подчеркнул, что подходы обеих сторон к проблеме статуса Каспия «практически совпадают». И добавил фразу, означающую, что военное строительство должно осуществляться прозрачно, в пределах разумной достаточности и без участия некаспийских стран. То есть ясно обозначил нежелание Москвы мириться с «чужими» военными интересами в Туркмении», — полагает собеседница DW.

Судя по сообщениям российских СМИ, в ходе визита был затронут и вопрос о русскоязычных жителях Туркмении. Наталья Харитонова считает, что здесь стороны сохранили статус-кво. «Хотя Москва в ситуации после Крыма в большей мере осознает, что может использовать объективные многолетние острые проблемы русского меньшинства в Туркмении для оказания влияния на Ашхабад более эффективно, чем, например, в 2003 году, когда Кремль фактически сдал этих граждан ради подписания с Туркменбаши того самого газового контракта, от которого сейчас отказался «Газпром», — полагает эксперт CSRC.

«Исходя из опыта прежних сражений между Москвой и Ашхабадом по вопросу о положении бипатридов, могу предположить, что вряд ли Ашхабад отступит от своих позиций. Согласно им, он больше не признает двойное российско-туркменское гражданство и больше не будет выдавать туркменские паспорта тем, кто получил российского гражданство после 2003 года», — отметил в интервью DW Аркадий Дубнов.

И добавил, что для Москвы проблема бипатридов остается козырной картой, используя которую она будет оказывать давление на Ашхабад и в будущем. Но, продолжает эксперт, «учитывая то, что Россия долгое время отказывалась жестко добиваться соблюдения прав бипатридов, предполагаю, что и сейчас ей не удастся убедить Ашхабад изменить свою позицию».

Источник: Deutsche Welle

11 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

11 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Если бы Туркменистан не был бы близок к банкротству как сейчас то позиция России не была бы такой болезненной. Сам Туркменистан себя в экономический и дипломатический угол загнал. Наступило время платить за десятилетия воровства и бездумного расточительства. Теперь пустая баклажка готова подписаться под всем!
На сегодняшний день рулит покупатель а не продавец газа и нефти! Готовь вазелин клоун!
Ой туго придется и всем жителям страны в ближайшие годы. И даже если цены на сырье повысятся (по телику говорят что как минимум пару лет цены будут на низком уровне), по кредитам все равно платить придется!

В ближайшие годы зависимость мировой экономики от природных (сырых) энергоносителей будет снижаться. Автомобильная промышленность США в ближайшие 2-3 года будет переходить на электромобили (с вводом последней самой дешевой модели Тесла), а как известно США и Китай это 2 самых огромных рынка потребления нефтепродуктов. Вместо того, чтобы думать о том, как снять экономику с газовой и нефтяной иглы, эти клоуны (Путин и Пердун) делают все чтобы бросить людям пыль в глаза. А Бредмухаммедов еще умудрился и запретить продажу валюты.

Не совсем так быстро, 2-3 года, но тенденция очевидна. Плюс, солнечная и ветровая энергетика уже стали почти конкурентособными по сравнению с углем и газом. У Индии очеь амбициозные планы по солнечной энергии, и их потребность в газе тоже будет снижатться лет через 5-10.
Короче, таких больших изменений в энергетике не было очень давно, и больше всего пострадают производители нефти, газа и угля

Правильно.За каждый долг надо плотить.ведь эти деньги налоги людей.

В Туркмении политическую и экономическую ситуацию можно называть — доверили козлам капусту!! И пока эти животные стоят во главе страны, капусты больше не станет!!)))

Лишь бы не ударило по простым гражданам. Обычно слово контроль — на местах означает принять жесткие меры — и как правило бьют они по самым беззащитным или средней руки бизнесменам.

Бипатриды отказавшись от РФ, возвращаются в Туркмению!

И много вернулось из России???Толпами прут, может границу пора закрывать?

Правда их не много, но есть! Двое из друзей вместе с семьей приехали! Может быть это даже начало…. «великого переселения» 🙂

Рад за вас.У меня то же друзья приехали,и жена с родственниками,только наоборот из Туркменистана в Россию!

КУ-КУ И КЛАН!! НЕ смеши мои седины-КОМЫ ВЫ НАДО????????Я с СЕМЬЕЙ УЕХАЛ В 99 и у меня до сих пор есть пачпорт туркменистана (МОГ И ЗАГРАН НОВЫЙ ПОЛУЧИТЬ-узнавал мне можно и семье тоже)-Туркмены по себе очень,очень,очень добрый народ!!!Но у власти у Вас всегда негодяи-и по этому комы Вы надо.А самое самое и очень самое-много …—всяких,очень много…..привет КГБ

Последние сообщения

AI: под предлогом национальных традиций в Туркменистане ограничиваются права женщин и девочек

Правозащитная организация Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире. Обзорный документ включает в себя...

Больше по теме