Кира Крамер
7 мая известная туркменская активистка Дурсолтан Таганова покинула Турцию, где на протяжении последних лет подвергалась риску депортации в Туркменистан за активную гражданскую позицию и правозащитную деятельность. На родине она была объявлена в розыск, а туркменские спецслужбы не раз обращались к турецким коллегам с просьбой вернуть Таганову в Туркменистан. Туркменская Инициатива по правам человека (ТИПЧ) содействовала переезду Дурсолтан в более безопасную страну. В интервью «Хронике Туркменистана» она рассказала, как ухудшалось ее положение в Турции, как проходил переезд, что представляет собой адаптация в новой стране и чем она планирует заниматься.
Кратко напомним историю Дурсолтан (полный текст ее интервью ХТ от октября 2021 года доступен по ссылке). Дурсолтан Таганова родилась в 1991 году в одном из сел Лебапского велаята. В 19 лет вышла замуж. В 2011 году на заработки в Турцию улетел ее муж, а спустя три недели после его отъезда она родила сына. Когда ему было два месяца, она оставила его свекрови и поехала к мужу, чтобы вдвоем скорее заработать на свой дом. Однако в 2016 году пара развелась.
Из-за сложностей с обменом паспортов и опасением, что власти не выпустят ее обратно, она, как и тысячи ее соотечественников, не возвращалась в Туркменистан.
Свою первую акцию Дурсолтан провела в мае 2020 года. Она разместила в соцсетях видео, в котором рассказала, что хочет вернуться в Туркменистан, увидеть своего ребенка и не бояться, что ей запретят выехать обратно. Потом она вместе с другим неравнодушными мигрантами стала регулярно проводить различные акции и выступать в соцсетях.
Женщина неоднократно рисковала попасть в депортационные центры Стамбула, но каждый раз ей помогали адвокаты. В январе 2021 года она получила решение суда, согласно которому ее было запрещено депортировать в Туркменистан. А летом того же года Дурсолтан выдали документ, что она может легально находиться в Турции, пока ее не примет третья страна.
В марте 2023 года туркменские мигранты в Турции зарегистрировали правозащитную организацию «Hak Нukuga Daýanç» («Опора на права и закон»), руководителем которой была избрана Таганова.
— Как ваша жизнь складывалась в последние годы?
Дурсолтан Таганова: Мне было сложно. Я работала на фабрике, а также няней, но не бросала свою правозащитную деятельность. В августе 2022 года мы хотели через консульство передать письмо президенту Сердару Бердымухамедову, в котором жаловались на очереди у консульства, невозможность обменять паспорта и другие проблемы мигрантов. В нашем послании мы просили увеличить штат консульства, чтобы нам быстрее меняли паспорта. Туда мы пошли с адвокатами и турецкими правозащитниками. Сотрудники консульства нас избили и вызвали полицию. После инцидента мы подали заявления в полицию. Жалобу подали и сотрудники консульства Туркменистана, однако ее турецкая прокуратура отклонила.
В 2022 году консульство Туркменистана направило заявление в турецкую прокуратуру, в котором было сказано, что мы угрожаем его сотрудникам. Дело в том, что тогда активист Фархат Мейманкулыев записал видео, в котором ругал наше консульство. По неизвестным для меня причинам, в заявлении дипломатов была указана я и другие активисты. В мае 2023 года Фархата депортировали, а меня несколько раз вызывали в участок. Туда я всегда приезжала с адвокатом. Я никогда не ругала наше консульство, поэтому у полиции ничего на меня не было и меня всегда отпускали.
— Что случилось с вашей организацией «Опора на права и закон»?
— Мы проработали полгода. Дело в том, что по законам Турции, для ее открытия нам надо было собрать девять человек. Однако в течение полугода штат должен быть увеличен до 16 человек. Столько человек мы уже не смогли найти. Более того, некоторых наших членов начали преследовать турецкие службы безопасности. Их вызывали в участок, где их уже ждали люди в гражданском, спрашивали, с кем мы сотрудничаем, что планируем делать. Люди стали бояться работать. Кроме того, в Туркменистане начали запугивать их родственников. В итоге мы закрыли наше НПО.
Но полгода мы консультировали людей, связывались с родственниками мигрантов, которые находились в депортационных центрах, делали эфиры с адвокатами и рассказывали про права граждан в Турции.
— Правда ли, что несмотря на запрет на вашу депортацию на родину, вы несколько раз были под угрозой?
— Да, в начале октября 2024 года мне позвонили с незнакомого номера и сказали, что меня ждут в полиции. Я позвонила в участок, но там это опровергли. Я сообщила об этом адвокату.
Через несколько дней, 6 октября около 11 вечера ко мне в квартиру постучали полицейские. Один из них заявил, что мне присвоен код G87, означающий, что я представляю угрозу национальной безопасности Турции, поэтому меня доставят в полицейский участок, а затем отправят в депортационный центр. В компьютерной базе участка долго искали код G87, но его не было. Зато нашли документы, что я состою в списках Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Затем подъехал мой адвокат, и так как оснований для моего задержания не было, я вернулась домой.
Турецкие власти игнорировали мой статус; они искали любой предлог для отправки меня в депортационный лагерь.
— Как на мигрантах сказалось введение визового режима в сентябре 2022 года?
— Стало намного меньше нелегалов. С того времени и до сих пор полиция каждый день проводит облавы и проверяет документы мигрантов. Особенно достается нашим. Я знаю, что и в женских, и в мужских депортационных лагерях по количеству туркмены находятся на первом месте.
Тем не менее, мигрантов не стало сильно меньше. Люди используют любые способы, чтобы добраться в Турцию. Одни получают студенческие визы, причем известны случаю, когда «студентам» по 40 и 50 лет. Другие приезжают по туристическим визам и остаются работать.
— Как вы уезжали из Турции?
— Напомню, что у меня был статус беженца – это означает, что пока третья страна не примет меня, я буду жить в Турции. Людей, которым угрожает депортация, быстрее переселяют. Я регулярно звонила сотруднику Управления ООН по делам беженцев в Анкаре и рассказывала про все звонки, угрозы, приводы в участок. Через некоторое время меня пригласили на интервью, где я рассказала о своей ситуации
В марте этого года мне сообщили, что есть программа, по которой в Канаде принимают правозащитников. Я согласилась принять в ней участие. Потом меня вызвали в Анкару, где в Посольстве Канады со мной провели интервью и пообещали помочь. Через месяц, 9 апреля, мне сказали, что готов мой временный канадский паспорт с визой и на 8 мая запланирован вылет.
Но до этого я должна была пойти в Миграционную службу Турции и получить документ, что мне разрешено покинуть страну. Этот документ мне дали, а также поставили запрет на въезд в страну на три года. Еще в аэропорту у меня забрали документ о статусе беженца.
— Что вы чувствовали?
— Мне было очень страшно. В это же время двух активистов забрали в депортационные центры. Мне тоже звонили с угрозами, что меня скоро заберут туда и отправят на родину. Я ночью не могла нормально спать, боялась каждого шороха в подъезде.
Выдохнула я, только когда самолет взлетел. В Канаду я летела через Франкфурт. Со мной летели и другие беженцы, среди которых были семьи с детьми (по соображениям безопасности мы не называем город, в котором живет Дурсолтан Таганова, — прим.ХТ).
Меня встретили в Канаде. Вначале я жила в отеле, потом мне нашли квартиру. Я также прохожу курсы по адаптации. Дальше у меня будут курсы английского, и я буду искать работу.
— Какие у вас впечатления от страны?
— Здесь очень простые люди, всегда готовы помочь. Даже в аэропорту с тобой разговаривают дружелюбно.
Мне дали деньги на мебель, на продукты и даже на одежду. Когда мне нашли квартиру, вместе с социальным работником мы выбрали мебель и обставили ее. Здесь есть и другие беженцы: русскоязычные, тюркоязычные, мы общаемся. Кроме того, я купила себе велосипед и изучаю окрестности.
— Чувствует ли вы себя теперь в безопасности?
— Да, но раз в неделю я хожу к психологу. И она также задавала вопрос, смогла ли я победить страх. Оказывается, за все эти годы я получила огромные психологические травмы.
Сейчас мне надо сосредоточиться на изучении языка. Я также хочу поступить в колледж, а затем отучиться на журналиста, так как эта профессия поможет мне с активизмом и правозащитой.
Я по-прежнему переживаю за других активистов, хочу им помочь, но пока не знаю как. Написала всем активистам, что надо делать. Некоторые ждут судебных процессов. Я также разговариваю с теми, кто находится в депортационных лагерях. В любом случае, я на связи с мигрантами и не брошу свою правозащитную деятельность.
Мдааа спонсируется эта **** понятно какими странами… В Туркменистан если попадет, будем только рады, если ее засудят пожизненно как предателя Родины!!!
Да, тебе не интересно кто ворует нац.богатство, присвоил казну, узурпировал власть, не хочешь засудить их как предателя Родины???
Девушка прошла через многое, расписывать всё нет смысла.
Но люди всё равно увидят в этом лишь то, что она теперь живет в Канаде и вот бы всем так жить, ХАЛЯВА.
Какой смысл тратить свою жизнь на эти протесты. Вам открыт весь мир. Английский подучили и езжайте куда вам нравится, вас выпускают. Ничего этими протестами не изменить. Кто сильный,тот и устанавливает правила. А всем остальным дороги открыты. Можете бизнесы делать, учиться, работать за границей. Мечты о лучшей жизни в ца так и останутся мечтами. Не стоит на это тратить свое драгоценное время.
Гораздо быстрее в другой стране себе обеспечите жизнь, чем какие-то протесты и видеостримы дадут результат
Энто кому открыт?
Вы вообще представления не имеете о ТМ.
она сделала умный, отличный выбор. Она мать, и она может рисковать своей жизнью, быть депортированной, изнасилованной и подвергнутой пыткам нашим режимом. Я поддерживаю Дурсолтан, и если ей когда-нибудь что-то понадобится, мы будем готовы помочь
честно говоря прочитав статью, вижу исключительно графоманку и приспособленку. Если бы реально стояла задача просто переехать и строить семью, карьеру, жизнь и быт за границей-то это можно делать ровно так. как это делают все мигранты вне зависимостиот страны происхождения, честно вставать утром на работу и честно работать без поиска виновных вокруг. Вне зависимости от происхождения етсь шанс построить успешную жизнь заграницей, главное просто подходить к выбору рационально, даже если не знаешь английский язык, есть много русско говорящих стран и регионов. А выбрать путь и построить себе имя на поливании грязью кого-бы то ни было, выглядит как самый сомнительный путь из… Развернуть »
Т.е. порядок в Канаде такой же, как и в Туркменистане ,да? А мигрантам из других стран легче, они могут поменять паспорта с истекшим сроком не возвращаясь на родину. И главное, среди туркменских мигрантов к счастью есть такие, как Дурсолтан, и их не устраивает диктаторский режим в нашей стране. И они в меру сил с ним борятся
Я достаточно хорошо знаю среду правозащитников туркменских, и могу с уверенностью утверждать — изменись сейчас Туркменистан в лучшую сторону, появись там разумный режим — все равно ни один из вышеуказанных не вернется в страну чтобы помочь, чтобы развивать ее. Слишком хорошо устроились на т.н. » правозащите». На самом деле по большому счету изменения в Туркменистане им не нужны, проблемы страны — это их источник существования. И да, скорее всего, этот коммент не будет опубликован. Не так ли, господин модератор и иже с ним?
Те, кто на Дурсултан тут гонят — вы ее черкаша на стене не стоите, черти. То о чем вы даже подумать с…. она пережила на яву, пожертвовав многим. Она хотябы попыталась и пытается сделать лучше и вашу жизнь тоже. И будущее ваших детей. Хотя, судя по тому что тут пишут вы этого недостойны. Ваш удел оставаться рабами и шнырями режима
Ничего они не делают.. Только трындят уже столько лет.
Пусть едут в ТМ и учавствуют в выборах если такие умные.
Вы вообще и они понятия не имеют что и как запретили в ТМ.
За столько лет я даже упоминания не видел об одном из запретов..
Так что сидите там и пишите…для кого не понятно…
Вы реально думаете что она уехала из турции?! Хочу вас расстроить, она никуда не уезжала, это просто пыль в глаза! Она находится в турции,! Этот цирк устроили специально чтобы от неее отстали и перестали следить за ней!
Так или иначе к счастью она будет жизнь всю свою жизнь со страхом!! Если даже власть поменяется, таким как она места не будет в Туркменистане, будьте уверены!!!
Мне вообще интересно…как она не меняя свой паспорт на новый …жила…и куда то уехала?
Насчет «жила» не скажу (может, туркам было все равно?), но по поводу «уехала» понятней. У некоторых стран есть временный паспорт, который дают негражданам для поездок. Он упомянут в статье.