Предложенные Ираном своповые поставки газа из России и Туркменистана в южном направлении могут стать альтернативой проекту газопровода ТАПИ, считает аналитик издания Neftegaz Елена Алифирова.
15 февраля глава Иранской компании по газовому инжинирингу и развитию (IGEDC) Реза Новшади, прибывший в Ашхабад для участия в выставке иранских товаров в Ашхабаде, заявил, что Иран официально предложил «Газпрому» и «Туркменгазу» получать туркменский и российский газ на севере и далее через южную границу поставлять его в любую другую страну.
В этот же день в Ашхабаде прошли встречи главы «Газпрома» Алексея Миллера с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым и главой Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым. Подробности переговоров не озвучивались, но аналитик предполагает, что они были связаны с поставками газа через Иран.
По словам Новшади, Иран способен поставлять до 36,5 млрд кубометров газа в год по своповым схемам, что будет достаточно для поставок российского и туркменского газа в Пакистан и, в перспективе, далее в Индию.
Такая альтернативная ТАПИ схема поставок позволит Туркменистану обойти территорию Афганистана, ситуация с безопасностью в котором вызывает озабоченность.
«14 февраля начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров заявил, что Афганистан превращается в главный плацдарм терроризма в Центральной Азии. По его словам, в Афганистане действуют 20 тыс. боевиков различных террористических организаций, среди которых самые многочисленные Вилаят Хорасан (филиал ИГ), Аль-Каида, Исламское движение Узбекистана (все они запрещены в России)», — пишет Алифирова.
Ирану своп также выгоден, так как все его крупные месторождения находятся на юге страны, откуда планируется экспорт газа; при этом из-за неразвитой трубопроводной инфраструктуры, северные регионы, куда планируется поставлять российское и туркменское голубое топливо, часто испытывают дефицит газа.
Отметим, что 10 февраля президент Сердар Бердымухамедов сменил ответственного за нефтегазовую отрасль вице-премьера. Новому зампреду кабмина Ашыргулы Беглиеву среди прочего было поручено «держать в поле зрения» строительство газопровода ТАПИ.
Кроме того, к скорейшему началу строительства ТАПИ Туркменистан подталкивают талибы. В декабре 2022 года министр нефтяной и горной промышленности Афганистана заявил, что газопровод является для страны одним из главных социо-экономических проектов, который создаст для афганских граждан рабочие места и поможет привлечь в страну инвестиции.
«В Афганистане сложилась хорошая ситуация с безопасностью, поэтому нам следует использовать эту возможность и начать практическую работу по строительству ТАПИ как можно скорее», – заявил афганский чиновник.
В январе 2023 года представители афганского правительства заявили о готовности создать специальные силы для обеспечения безопасности газопровода.