Два человека — одна судьба

Важное

Артык Артыков

О верной и крепкой дружбе сложено немало замечательных и трогательных историй и, заметьте, ни одна из них не похожа на другие. Ведь чего только не сделаешь, на какие только жертвы не пойдешь ради друга! А если дружба скреплена к тому же еще и узами творчества, то результатами такого союза становятся бессмертные творения искусства.

Дело происходит в XIX веке. Гениальный туркменский поэт Мятаджи (настоящее имя — Аннаклыч) и легендарный Халлы бахши были, что называется, “не разлей вода”. Их жизненные пути, однажды сойдясь в одну общую колею, уже никогда больше не расходились. Друзья навек, они порою, сами того не замечая, влияли на ход судеб друг друга. Познакомились они, как это нередко бывает, совершенно случайно.

В доме у Халлы бахши (он в то время увлекался любительской игрой на дутаре и туйдуке) часто собирались музыканты и поэты, чтобы послушать и обсудить новые стихи, песни, перенять друг у друга приемы исполнительства на музыкальных инструментах и расширить свой репертуар. На одном из таких  вечеров и произошла встреча Халлы бахши с поэтом Мятаджи, которая затем переросла в крепкую дружбу. Вместе они ходили на тои, где один своей игрой, другой – стихами вызывали восторг и восхищение слушателей. Но это все было чуть позже. А до этого, как уже говорилось выше, Халлы бахши, будучи всесторонне одаренным человеком, не знал, какому из своих увлечений отдать предпочтение. И тут решающую роль в судьбе музыканта сыграл его друг Мятаджи.

Во время одной из прогулок два товарища вели неторопливую беседу о своих творческих замыслах и планах. Вдруг, неожиданно остановившись, Мятаджи говорит:

— Халлы, обладай я таким же чудесным мелодичным и выразительным голосом, как у тебя, наверное, не было бы на земле человека счастливее меня!

Так, они за разговорами и не заметили, как добрались до селения, куда были приглашены на той (Мятаджи в то время, в отличии от своего молодого друга, был уже очень известен).

Удобно расположившись за накрытым праздничным сачаком, Мятаджи спросил у одного из рядом сидевших почтенных яшули о том, кто из бахши приглашен сегодня на той и будет развлекать гостей своим искусством. На что сосед ему ответил:

— Мы давно мечтали его послушать! И вот на исходе своих лет я все-таки попал на его выступление. Это прославленный Дурды бахши! Сейчас он настраивает свой дутар,- сказал он, предвкушая тот момент, когда Дурды баахши выйдет к слушателям.

И вот, наконец, вся округа наполнилась звуками песен. Одна за другой лились они, услаждая слух гостей. Однако  в каждой истории рано или поздно наступает драматический момент: каким бы опытным и великолепным музыкантом не был Дурды бахши, годы брали свое — спустя какое-то время он начал уставать, голос его не “слушался”. . . одним словом, он попал в неловкое положение.

Не выдержав, он отложил свой дутар в сторону и воскликнул в сердцах:

— Нет во мне прежней силы и молодости, сколько бы я не старался!

Наступила долгая пауза. Хозяин тоя, не зная, как ему поступить, чтобы хоть как-то спасти положение, попросил Мятаджи прочесть свои стихи. Но находчивый поэт, уже с самого начала вечера наблюдавший за реакцией своего товарища и заметивший, как блестят его глаза, неожиданно для всех (и, прежде всего, для самого Халлы) предложил: “Давайте лучше послушаем молодого Халлы бахши!”, будто бы угадывая тайное желание своего друга.

Пунцовый от смущения Халлы, оказавшись в центре внимания, сразу же растерялся. Но тут вдруг Дурды бахши сам пришел на помощь своему молодому коллеге:

— Спой, сынок, не смущайся! А мы с удовольствием тебя послушаем!

После таких ободряющих слов, да еще из уст самого прославленного бахши, молодой  музыкант с воодушевлением начал петь. Когда он исполнил все известные ему песни,  Дурды бахши, обернувшись к гостям, тихо произнес:

— Больше за мной не присылайте гонцов. Лучше этого бахши вы не найдете.

Для молодого музыканта это были первые слова признания его мастерства и таланта. Начиная с этого дня он поступает в ученики к Дурды бахши, осваивает его репертуар  и совершенствует свое исполнительское мастерство.

Так Мятаджи стал тем человеком, благодаря которому Халлы бахши избрал своей профессией музыку, и кто знает, быть может, если бы не он, то мы и не узнали бы о выдающемся туркменском народном музыканте Халлы бахши.

Но и Халлы бахши тоже неоднократно доказывал другу свою верность. Вместе они частенько наведывались в селение, где жила красавица Аннагуль – возлюбленная Мятаджи, чтобы, спрятавшись за тутовыми деревьями, издалека полюбоваться ее красотой. Халлы бахши, зная о сердечной привязанности своего друга, специально сочиняет песни на стихи Мятаджи:  “Саллана”, “Ким билер”, “Сачын”, “Зульпун сенин” и многие другие. Эти песни сразу же стали очень популярны, и даже в наши дни влюбленные юноши поют их своим возлюбленным, не подозревая о том, как и кем они были сочинены.

Мятаджи и Халлы бахши были неразлучны до самой смерти как в обычной жизни, так и в творчестве. На исходе своих лет Мятаджи посвящает больному другу стихотворение, на которое Халлы бахши, несмотря на свое тяжелое состояние, сочиняет мелодию, быть может, в последний раз в жизни взяв в руки дутар.

Так завершается эта красивая и трогательная история о дружбе поэта и бахши, ставшая символом вечной и неразрывной связи искусства слова и музыки.

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Последние сообщения

Дэвид Кэмерон: сотрудничество с Туркменистаном важно для безопасности и процветания Великобритании

24 апреля президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов принял госсекретаря по иностранным делам, делам Содружества и развития Великобритании Дэвида Кэмерона, сообщает госинформагентство ТДХ. На переговорах перспективными для...

Больше по теме