Зачем Туркменистан вооружает талибов?

Важное

Громкое, если не сказать сенсационное, заявление прозвучало 8 марта от одного из влиятельных политиков Афганистана. Бывший министр энергетики и водных ресурсов, экс-губернатор провинции Герат и влиятельный в прошлом полевой командир 71-летний Исмаил-хан обвинил Туркменистан в том, что правительство страны поддерживает боевиков Талибана, поставляя им оружие в провинцию Герат.

Подобное заявление вызвало неоднозначную реакцию читателей сайта Хроника Туркменистана. Некоторые недоумевали, для чего вооружать тех, кто нападает на твои же погранпосты, другие просто отказывались верить, что власти сотрудничают с теми, кто убивает их собственных граждан.

Посольство Туркменистана в Герате сообщения о поставках оружия талибам ожидаемо опровергло.

Не может быть?

Если вспомнить несколько, на первый взгляд, несвязанных новостей последнего времени можно сложить вполне себе стройную картину, на фоне которой заявления афганского политика выглядят уже не настолько невероятными.

В феврале Стокгольмский международный институт исследования проблем мира опубликовал доклад, из которого следует, что Туркменистан активно закупает различное вооружение.

В то же время последние несколько лет боевики Талибана активно устраивали грабительские набеги на туркменские погранпосты на туркмено-афганской границе. Расстреляв пограничников, они забирали трофейное оружие и уходили обратно в Афганистан.

Туркменские 18-летние призывники служащие на границе, очевидно, не могли оказать хоть сколько-нибудь адекватного сопротивления боевикам, всю жизнь проведшим в боях и новое вооружение тут едва ли поможет. Вероятно, закупаемое оружие предназначалось не для них, а уходило через границу в качестве откупа.

ЧОП «Талибан»

Но безопасность границ — это только одна из вероятных причин поддержки талибов. Куда более веской причиной попыток примирения властей Туркменистана с талибами является обеспечение безопасности газопровода ТАПИ – жизненно важного для Туркменистана проекта.

В апреле 2016 года официальные власти Афганистана заверяли, что предпримут все необходимые меры для обеспечения безопасности газопровода. Однако, вряд ли афганские власти смогут найти необходимые силы для охраны 735 километров газопровода, проходящего по территориям подконтрольным боевикам (в том числе Герат). Но даже если будут организованы многочисленные военные подразделения, занимающиеся исключительно безопасностью газопровода, то возникает вопрос кто их работу будет оплачивать и на сколько это поднимет себестоимость транспортируемого газа?

В то же время в декабре 2016 года талибы неожиданно выступили с заявлением о готовности поддержать строительство ТАПИ и даже выразили готовность участвовать в обеспечении безопасности проекта! Возможно, именно тогда были проведены переговоры и достигнуты некие договоренности между туркменской стороной и представителями афганского повстанческого движения.

Официально Ашхабад связи с талибами признать не может – не поймут ни в Афганистане, официальное правительство которого Туркменистан всячески поддерживает, ни внутри страны, потому что это будет сложно объяснить населению, которое, благодаря сарафанному радио, в курсе того, что происходит на границе и кто стреляет в туркменских солдат.

Но не принимать во внимание фактор Талибана при прокладке газопровода по их территории было бы крайне опрометчиво, так или иначе, договариваться придется. В то же время устные договоренности нельзя назвать надежной базой для заключения долговременных контрактов с конечными потребителями – Индией и Пакистаном.

И если сейчас Талибан будет строительство ТАПИ всецело поддерживать, то никто не может дать гарантий, что взгляды и трактования устного договора не изменятся со временем, когда боевики будут всецело контролировать трубопровод.

Этот факт будет отпугивать в том числе и конечных импортеров газа. Туркменистан, как известно, заключает договора о поставке газа только до своих границ и не отвечает за его дальнейшую транспортировку. Это рождает множество вопросов. На чьи плечи ляжет ответственность в случае террористического акта, с подрывом газовой трубы и кто будет возмещать ущерб? Кроме того, учтут ли Пакистан и Индия такие риски и согласятся ли строить планы по использованию газа, который в один прекрасный день может просто пропасть? Потребуют ли они намного более низкую цену и без того подешевевшего сырья в обмен на эти риски?

Пан или пропал

Туркменистан стоит перед очень сложной дилеммой.

Очевидно, что Талибан – скажем мягко, не партнер с безупречной репутацией, но без одобрения афганских повстанцев газопровод не реализуем, а ТАПИ остается одной из немногих надежд Туркменистана на выход или хотя бы некоторую стабилизацию экономики страны, находящуюся в глубочайшем кризисе.

Руслан Тухбатуллин

4 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

В СМИ было опубликовано заявление одного из руководителей Талибана смысл которого в следующем все что делается для улучшения жизни народа в том числе газапровод электросети итд Талибан будет поддерживать От кого ожидать проблемы с газпроводом так это от ИГИЛ учитывая интервью другого руководителя Талибана в котором он расскзал что ИГИЛ в основном состоит из выходцев республик Средней Азии(Туркменистан в этом списке не указан) России и некоторых арабских стран то можно ожидать проблемы только от ИГИЛ которых финансово поддерживает одно из государств — какое в статье не укзано Зачем это государство создало ИГИЛ в Афганистане? Какие цели оно преследует? Вы можете… Развернуть »

Если правильно помню, то Ниязов еще с талибами «дружил»

Все стабильно.©

Дружба с терористами еще с Ниязова началась. Да че там говорить, если на открытие моста в Керки приезжал один из глав ИГИЛа и один из глав Талибана…почетные гости, так сказать…
А гуманитарные грузы принимают тоже терористы, не для мирных мы отправляем. А что там в гуманитарке — еда или оружие — кроме талибов и нашего мнб ни кто не знает.

Обычный рекет. В начале 2000х работал на границе с Афганистаном. Проводилось разведочное бурение, уже за КСП. На авганской стороне был посёлок. Так была договоренность, что раз в неделю машина пресной воды и раз в месяц машина солярки. И все будет тихо и не будет проблемм. И возили воду и солярку, откупались. Ну а тут более масштабный рекет, хочешь безопасность газопровода, поставляй оружие. А нападение на пограничников, демонстрация силы талибов.

Последние сообщения

Полиция Ахала вымогает взятки у предпринимателей, которые везут овощи и фрукты из регионов

Сотрудники транспортной полиции Ахалского велаята Туркменистана вымогают взятки у предпринимателей из регионов, которые привозят на продажу клубнику, огурцы и молодой...

Больше по теме