Помилованный в декабре 2022 года юрист из Балканабата Пыгамберды Аллабердыев пытается добиться отмены ограничений на выезд из страны и восстановиться на работе, сообщает Туркменский Хельсинкский Фонд по правам человека (ТХФ).
Пыгамберды Аллабердыев был задержан и осужден на шесть лет лишения свободы в сентябре 2020 года. Как тогда сообщали правозащитники «Мемориала» и ТХФ, формально мужчину, работавшего юристом управления «Небитдагнефть» Министерства нефти и газа Туркменистана, обвинили в хулиганстве и умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести. В реальности юриста арестовали по указанию МНБ, которое заподозрило его в связях с оппозиционными активистами.
Незадолго до освобождения Пыгамберды Аллабердыева 25 ноября 2022 года к нему в колонию Акдаш приехал сотрудник Министерства национальной безопасности, представившийся как Ораз, и сообщил, что ему в течение пяти лет будет запрещен выезд из страны, рассказывают правозащитники.
Вернувшегося после освобождения из колонии в Балканабате уже на вокзале Аллабердыева ждал участковый Максат Мергенов, который отвез его в отдел полиции, где заместитель начальника полиции Мейлис Агойлыев также предупредил его о запрете на выезд за рубеж и о необходимости регулярно отмечаться в участке.
Будучи юристом, Аллабердыев сослался на то, что статьи, по которым его осудили, не предусматривают надзор после освобождения. Однако полицейские сослались на «приказ сверху» и не смогли предоставить ему документ, на основании которого ему ограничили право на передвижение.
С того времени Пыгамберды Аллабердыев пытается отменить ограничение на выезд из страны.
Сообщается, что он отправил десятки обращений в аппарат Омбудсмена, Генпрокуратуру, МНБ, Миграционную службу и президенту Туркменистана Сердару Бердымухамедову.
Аллабердыев просит обеспечить ему право на свободу передвижения и восстановить на прежней работе или предоставить полноценную замену. На его иждивении находятся несовершеннолетняя дочь, супруга, которой предстоит операция, и ослепший 78-летний отец. У самого юриста хроническая гипертония. Ранее он регулярно ездил лечиться в Иран, но сейчас эти поездки невозможны из-за запрета на выезд. Работодатели отказываются принимать на работу бывшего заключенного. Сейчас он пытается заниматься мелким предпринимательством, но из-за ограничений на передвижение работать таким образом сложно.
Из Генпрокуратуры и МНБ ему ответили, что жалоба перенаправлена участковому. От остальных ведомств ответа не последовало. В связи с этим юрист обратился уже в Главпочту, спросив, дошли ли его сообщения главе государства и Омбудсмену до адресатов. 29 августа из почты Аллабердыеву ответили, что «по техническим причинам» письма доставлены не были и что ему вернут затраченные на их отправку средства.
После этого он отправил Омбудсмену и президенту телеграммы. На этот раз уполномоченный по правам человека ответила (письмо было подписано Омбудсменом Яздурсун Гурбанназаровой), что вопрос не входит в сферу ее компетенции и рекомендовала обратиться в Миграционную службу. Ответа из этого ведомства пока не последовало.
С призывом к правительству Туркменистана восстановить права Аллабердыева выступили правозащитные организации Freedom Now и Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека (ТХФ).
Как говорится в обращении, в апреле 2022 года Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям пришла к выводу, что Туркменистан нарушил международное право, заключив Аллабердыева в тюрьму. В своем решении Рабочая группа заявила, что она «убеждена в том, что истинной причиной ареста и содержания под стражей Аллабердыева было его мирное осуществление права на свободу выражения мнений и свободу ассоциаций, о чем свидетельствуют сфабрикованные обстоятельства его ареста и судебного разбирательства, а также очень суровое наказание, назначенное судом». Рабочая группа также призвала Туркменистан возместить Аллабердыеву ущерб и обеспечить его право на реабилитацию, как это предусмотрено в международном праве для несправедливо задержанных.
Правозащитники призывают правительство Туркменистана выполнить решение Рабочей группы и незамедлительно восстановить его права, включая право на свободу передвижения.