Дж. Карагезова
Она была красивой, высокой и с кипой длинных волос. Незнакомые принимали ее за девушку с севера, а мы, друзья, знали, что родилась она в Ашхабаде, и детство было, как у всех нас: не бедное — не богатое. И юность была, как у всех сверстников — яркая и солнечная. Потом работа с затяжными командировками по Туркмении и радость от хвалебных откликов читателей главной газеты.
Вышла замуж, и с двумя черноголовыми ребятишками они с мужем уехали, как планировали, в Россию. Тогда многие завидовали, хотя еще не было явных признаков вытеснения с туркменской земли тех, кто не восторгается президентскими указами. Устроились меж двух российских столиц. Не жарко летом теперь. У детей хорошие условия для учебы, у супругов —достойная работа, да и друзья ашхабадские рядом, другие — из Ашхабада часто наведываются. Стала печататься в прессе с интересными российскими статьями. Кажется, все получилось, о чем мечтали.
Ан, нет! Появились грустные стихи прощания с родиной. Ностальгия била читателей прямо в сердце, и они из поста в пост перебрасывали их друг другу: посмотрите, не только нам так грустно прощаться с родной землей. Ее стихи стали независимо жить в Интернете, прибиваясь к разным протуркменским сайтам, дописывались «слезами» переселенцев.
Я недавно в соцсетях похвалила за откровенность чувств, эдакий фонтан брызг любви к земле, с которой трудно расставаться. Тогда-то автор рассказала про многочисленных «соавторов». Сейчас оригинал перед вами.
Хочу домой
Надоели цветочки-лютики.
Опостылел туманный рассвет.
Мне б в пустыню
К барханам зыбучим,
Чтоб увидеть колючки цвет.
Мне бы к белому жгучемусолнцу,
К миражам бы, к змеям, ежам,
Черепахи панцирь потрогать,
Саксаула ветку обнять.
Мне б песку в пересохшие губы,
С наслаждением затолкать,
Мне бы в ущелье весною ранней
Горным воздухом подышать.
Мне б охапку тюльпанов кровавых
Под горой Копетдаг нарвать.
Или в озере маков алых
Утонуть и до звезд проспать.
Что мне эти березы кривые?
Ну, зачем мне из клюквы компот?
В Фирюзу хочу и в Чули я,
В Безмеин меня сердце зовет.
Я в гостинице Геоктепинской.
Даже б в августе пожила.
Или в два часа по полудни
На Текинский базар бы пошла.
Лучше 40 – в тени, но дома,
Чем «не дома» — в июле гроза.
И солома дома едома,
И не так солона слеза.
И совсем не коряв ствол маклюры.
Я б щекою прижалась к нему.
А «не дома» — медовые липы:
И ни сердцу, и ни уму…
Ненавижу я лютые зимы,
Мокрый снег, грязный дождь,
Гарь болот…
Мне б к чинаре, к арыку,
В такыры!
Мне б в Мары…
Только кто повезет?
Мне б согреться на пляже Куртлинском,
Мне б холодного чала испить,
Под жужжание мухи проснуться,
Вечерком комаров покормить.
Растянуться б в тени на топчане,
Вырвав с корнем тоску из души.
И забыться под звуки дутара,
Под протяжную песню бахши.
Все, что дома — то мило и любо.
Упираюсь, а тянут туда…
Променять бы русые косы
На косички в четыре ряда.
Как ни рвется душа –
Не вернуться домой никогда.
Ты зовешь меня, милая Родина.
Ну, прибуду, а дальше-то что?
Там не так уже, все – не то уже,
И не тот уж мой «отчий дом».
Нет друзей моих –
Где они, где?..
Поматросила юность и бросила.
Утопила в седой воде.
Ностальгия, как червь меня
гложет.
Я болею. И, как в бреду,
Я бреду по Свободе к «Миру»
И никак туда не дойду…
14 марта 2003 г.
Укоренились уже ее сыновья в России. Растут у нашей героини две чудные внучки. И работа в радость, и семья, и друзья, увлечения — все, что надо для счастья…
И уже другим переселенцам из Туркмении она вытирает слезы прощания с родиной, уверяя, что с годами все пройдет, и новая земля, возможно, станет домом. Многие все же привыкают.
И живут ее стихотворные строчки, омытые слезами теперь вынужденных переселенцев. Живут уже 16 лет. Потому, что они для земляков, как картинка из счастливого детства или озорной юности, как журчание воды в арыках на милых сердцу улицах незабываемым летним утром…
…Она стала ткать гобелены — наши горы, тюльпаны. Подруга привезла дарак – деревянный гребень с железными зубьями, муж сделал рамку. Она ткала «картинки», а потом дарила друзьям-землякам, подписывая: «Дарю вам кусочек родины». А себе все некогда соткать. Остались лишь фотографии этих работ.
В этюдах о переселенцах я не пишу имена героев… Делаю это намеренно, чтобы не навредить.
у предателей нету Родины!!
за Родину надо сражаться, а не бежать, как крысы с тонущего корабля!!
Вторая родина — место, давшее человеку приют, ставшее родным.
В случае смены человеком страны проживания новая страна пребывания может стать для него новой родиной в случае, если он овладевает культурой этого национального коллектива и у него появится интуитивно-сознательная привязанность к своей новой родине
Какие громкие слова.Как в старые времена СССР.Солженицин Растропович Сикорский Нуриев Крамаров Видов и многие друтие уезжали.По вашей логике они тоже предатели.Предатели те кто лижет ж-пу авторитарной власти и диктатору.
Ну и дурак же ты. Родина это там где хорошо тебе и твоим детям!!!
А если «предателям» заставляют в школу носить религиозные головные уборы, сократили с работы за нетуркменскую фамилию и когда власть открыто их дискриминирует. Это неэтично так называть людей.
трусы, вы бежали с поля боя!!
нету у вас больше Родины, вы ее предали и отдали без боя врагам!!
Пусть будет так, и что дальше?
Боже мой, как стыдно, как дальше жить. Пойду поем.
Родина не должна становиться злой мачехой. Родина, не там где ты родился, а там, где ты имеешь все возможности к самореализации, к развитию детей, социальную сферу. Там, где ты имеешь возможность работать и получать за свою работу достойную оплату.
А трусы остались там, где им можно воровать, отжимать и поменять понятия гордости и достоинства.
Достойный ответ
Я так понимаю, что ты, эркек-герой, сейчас насмерть бьешься с властью? Ты где там поле боя нашел? Это болото… И боя-то никогда и не было… Молча отдали все.
С какого поля боя? Когда был бой? Всегда туркменистан был как при крепостном праве. Вот в Армении — бой, в Украине был бой. Вся западная Европа в средние (и более поздние) века была пронизана революциями, и поэтому в этих странах сейчас нормально живется. И да, как сказал Негр — «Боже мой, как стыдно, как дальше жить. Пойду поем.»
А ты красавчик. Ты не вступаешь в бой, не ждешь боя, и просто надеишься что всп сао собой устаканится. Как говорится в любимой фразе, главное нет войны)
Понятие «родина» и «патриотизм» ввели рабовладельцы, которые посылают пушечное мясо сражаться за кусок тряпки именуемый «флагом». Сражаться за что? За кусок земли? А корабль кстати давно потанул, он и не всплывал никогда.
У предателей? Русские школы закрыли. Русских женщин и детей заставляют одевать туркменскую одежду. Язык в стране один. Туркменский. Русских сокращали с работы по национальному признаку. Я еще много что могу написать, просто не хочу свое время на тебя тратить. Предатели? Иди рухнаму читай и глупостей не пиши, титульный.
))))))))))))
на горшок не забудьте сходить и повесится в сортире от страха перед дикарями!!))
В.И.Ленин и другие революционеры тоже «бежали» за границу. Но потом вернулись, и добились намного большего, чем меньшевики и эссэры, которые «боролись» дома 😉
вам до Ленина, как ТМ космонавту до Марса!!))
Дж. Карагезова
«Она была красивой, высокой и с кипой длинных волос.» — вы уж простите великодушно, но, со всем моим почтением к автору, кипа бумаги или кипа соломы — это по-русски, а кипа волос — нонсенс для русского языка. Копна волос — такое образное выражение существует.
«у предателей нету Родины!» — это типичный и довольно избитый прием пропаганды: согласно нему низы должны быть патриотами, а верхи — нет. Верхи разбазаривают бюджет на никому не нужные, во много раз завышенные, одноразовые стройки и на дорогие часы своим родственникам. Низы должны на всём экономить, бороться с коррупцией — для чего? А только для того чтобы верхи смогли украсть сэкономленное. Низы должны вкалывать, чтобы верхи играли в гольф. Не забывайте: президент — это должность, он — служащий, это он должен служить народу, а если не может — должен освободить свое место более достойным людям, а не клоунам и его… Развернуть »
Из работы «Маёвка революционного пролетариата» (1913) В. И. Ленина (1870—1924): — «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». (Владимир Ленин) — «Без революционной теории не может быть и революционного движения». (Владимир Ленин) — «Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции». (Владимир Ленин) P/S В настоящее время вряд ли есть надобность доказывать истину, что нашего народу пора свергнуть режим Мухомора-Бердымухамедова. Согласно Ленину Первые, обязательные, условия успешного восстания. Из работы работы «Советы постороннего» В. И. Ленина (1870— 1924): «…Чтобы непременно были заняты а) телефон,… Развернуть »
Как же меня вымораживают эти сопли и заламывания рук. Ну не нравится тебе «корявые березы», компот, мороз и утренний туман — в чем проблема? чемодан, вокзал, Туркмения! Россия приняла, работу дала, детей выучила. Но все равно все тут «корявое» и «опостылело»
Фу такой быть!
Да она, просто скучает по своему детству, которое прошло в Туркмении! Но увы детство уже не вернешь! Ну а так все нормально,берёза то лучше чем саксаул! Девушка с косичкой,не грусти ,жизнь прекрасна и без Туркменистана! Самое главное здоровье! Удачи тебе! А стих мне твой не понравился!
Да многие скучают, вспоминают с ностальгией. Но для чего в колодец плевать из которого сейчас пьешь? «Опостылело» все «корявое»? так в чем проблема? кто-то за трусы держит?
Я тоже считаю, что стих стремный. Неприятный осадок от него.
У тех кто уехал в 201..-х гг прививка от ностальгии)
Стихотворение в юмористической форме, а статья трагедия не меньше) Неприятный осадок и от того и от другого. Люди скучают, без тумаков как без пряника))) Родина там где семья!
Согласен, Россия приняла как русских, так и русскоязычных, несмотря на свою внутреннюю неразбериху. Отмыла от Средневековья, выучила, вкладывалась.
Я тоже тоскую по зелёному Ашхабадику. К городу любви сейчас относяться с ненавистью. Другие люди — другие правила.
Нет больше того зеленого Ашхабадика. Все вырубили, перестроили и закатали в белый мрамор. Город-склеп.
Фирюза стала как военный объект. Никого не пускают. Даже родственникам не дают на могилы сходить на фирюзинское кладбище.
нет. город стал еще зеленее, — вокруг сплошные леса!!
определенно вы давно небыли в Ашхабаде!))
посмотрите на город через гугл мап.
Это ирония?:)
ирония, в вашем невежестве!!
Что???? Леса??? Ты о чем Карл??? 5 елочек сухих и без воды это не леса.
Не только покинувшие Туркмению, но и живущие там испытывают ностальгию по старому Ашхабаду- городу, где не было мраморных монстров, а были уютные улочки, арыки, деревья смыкались над мостовой, по городу хотелось гулять — в Ленинском сквере, например, или в 1-м парке, где показывали кино и продавали вкуснейшую газировку. А, главное: там жили добрые , прекрасные люди…
Фусик, увы, молодое поколение не знает и к когда уже не узнает того старого, зелёного и тени того, уютного города, в котором были переплетены десятки разных культур. И кроме туркменской и русской речи, можно было услышать армянскую, азербайджанскую и казахскую речь. Рассчет властей был на то, чтобы снести город, вырубить деревья и стереть пласт культурной истории столицы для новых, мраморных, белых поколений рухнама, которые себя в этих условиях и чувствуют исключительной нацией. Такое вождение национализма со школьной и детсадовской скамьи. Не хочется говорить про естественный отбор, но ю, видимо аркадаг с его семьёй достойный, уважаемый и почитаемый лидер такой нации,… Развернуть »
Сам с Узбекистана,красивые ,ностальгические стихи прочитал. Тоже вспомнилось арыки,горы,маклюры. Моё мнение,все это было в советское время. Весёлые,жизнерадостные люди,уверенные в завтрашнем дне,взаимное уважение друг друга,независимо от нации.И горы были выше,и трава зеленей,и в арыках воды было больше и чище. Сейчас,как то,люди больше отвлечены на другое.
CCCР представлял собой большой детский сад с особым режимом.
Не надо конкурировать, не надо ничего решать, просто плыви по распланированным пятилеткам и работай на одной работе до пенсии. В четверг – обязательный рыбный день, государство намекало, что оно – Родитель.
А потом все рухнуло. Туркменистану удавалось сохранять социализм с национальным колоритом до определенного времени, затем после очередного кризиса пришлось отпустить вожжи. Россия же практически сразу переключилась на рыночный капитализм. Диссонанс. Таким ностальгия резонирует с беззаботностью прошлого социального устройства.
Родина всегда в сердце..
Места, которые покинул навсегда, прекрасны и тем, что там с тобой уже ничего не случится!
Мудрый слова….
Не знаю, чем можно восхищаться — стихи с убогой рифмой, без размера, уровень 5-го класса сельской школы. А по содержанию — ностальгия по родным местам понятна, но поливать грязью страну, которая тебя приютила, обогрела, дала то, чего не было, нет и не будет на прежнем месте, крайне непорядочно! И не верю я в рыдания:»там прекрасно, а здесь ужасно», иначе бы было, как писали здесь же, «чемодан, вокзал, Ашхабад». Но нет, назад никого не выгонишь, а вот поплакать, как хорошо » там» и как плохо «тут» — просто святое дело! Некрасиво, девушки! Кстати, у автора тоже негатив идёт через строчку, взять… Развернуть »
Я хочу обратно. Но как… Не всё так просто. Продать квартиру. На границе не выпустят. Загран паспорт туркменский просрочен новый в посольстве не дают. Российская сторона не выпустит.
Почему это вас российская сторона не выпустит? Вы какую-то особую ценность для России представляете? Физик-ядерщик, конструктор космических кораблей, разведчик? А то, что туркменские посольство не выдаёт паспорт, так это вопросы не к российской стороне!
Потому что мы уже граждане России ехали по программе. Россия своих граждан выпустит ли. И второй вопрос Туркменистан разрешит прописку?покупку квартиры?
Да новый паспорт не выдают . но выдают справку разрешение на возвращение с ней выпускают тех кто еще не получили российское гражданство
меня под дулом пистолета в Туркмению не загонишь. была в Ашхабаде пару лет назад, кусок мрамора посреди пустыни. и ночные землятресения, почти каждую ночь трясло. жуть такая, после России , я больше туда ни ногой, нечего там делть. а девушка , автор стихов просто ностальгирует по детству, я тож вспоминаю свои детские годы в Ашхабаде, самое мое лучшее время. но прошлого не вернуть. ей нужно разок сьездить на родину, ужаснуться и бегом назад, к кривым березкам. потому , что человек в разуме никогда после России не останется в Туркменистане.