Туркменский субботник: зачем сажать «дерево наоборот»?

Важное

Виталий Волков

Deutsche Welle

Пропустить озеленительный субботник, предписанный президентом, в Туркмении нельзя. Найти в нем смысл — трудно. Но собеседники DW объясняют, зачем используется эта форма принудительного труда.

Туркмению ожидает очередной всенародный озеленительный ёвар (субботник. — Ред.). Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов постановил, что 21 марта, в день, когда празднуется Навруз, населению надлежит высадить 3 миллиона саженцев — полтора миллиона возле столицы и еще столько же — по областям. Сажать предстоит хвойные и плодовые деревья, а также виноград. За эту работу оплата не полагается, поскольку власти республики уверены — озеленить страну в добровольно-принудительном режиме — большая честь для граждан.

Чем грозит неявка на субботник?

На субботник выйдут сотрудники государственных учреждений, бюджетники. А того, кто не появится 21 марта на указанном участке работы, уволят с работы, утверждает руководитель Демократического гражданского союза Туркмении, базирующегося в Нидерландах Вячеслав Мамедов. «Сделать это легко, потому что профсоюза как такового нет, системы защиты трудящихся в республике нет. В суд человеку тоже трудно обратиться, это сулит достаточно большие расходы. А увольнение — это угроза голода, поскольку и система социальной защиты отсутствует, нет ни закона о минимальной зарплате, ни минимального прожиточного минимума, нет социальных пособий, этому минимуму соответствующих», — говорит собеседник DW.

При этом, продолжает он, заявленная в постановлении цифра фактически означает, что каждый взрослый житель республики должен будет в этот день посадить саженец. А за счет чего? Ответ, подчеркивает правозащитник, содержится в самом постановлении. «Президент дал указание о ёваре министерствам и ведомствам, то есть, по сути, все расходы переложены на плечи бюджетных организаций, в чьи бюджеты это не заложено. По опыту прошлых лет, эти деньги находились одним способом — экспроприировалась часть зарплаты работников этих ведомств», — говорит Вячеслав Мамедов.

Принудительное озеленение и «елочный оброк»

«Если даже на одно деревце потратить хотя бы 30 долларов — а это минимальный порог на закупку и уход — то на 3 миллиона саженцев, как наказал президент, требуется около 90 миллионов долларов. Эти деньги должны лечь на бюджет госучреждений. Но, по той информации, которая у нас есть, все работающие на предприятиях во время таких больших ёваров облагаются «елочным оброком», им не выдается часть зарплаты», — рассуждает Вячеслав Мамедов.

При этом «оброк» берется за акцию, которая не имеет практического смысла. Если посчитать все саженцы, которые номинально были посажены еще со времен Сапармурата Ниязова, который ввел лозунг «зеленого пояса» вокруг Ашхабада, — то есть с начала 1990-х годов — и допустить, что хотя бы половина из них выросла, то столица стояла бы в огромном лесу. Но этого леса нет, говорит бывший посол Туркмении в Турции и в Израиле, а сейчас — лидер оппозиционной Республиканской партии Туркмении в изгнании Нурмухаммед Ханамов. «Чтобы саженцы росли, надо знать, что сажать и как ухаживать. Можно было перенять опыт капельного орошения в Израиле, где решили проблему дефицита воды, и где на склонах скалистых гор вдоль трассы Тель-Авив — Иерусалим растут леса. Все они искусственные, но за саженцами там обеспечен уход, несмотря на дефицит воды», — рассказывает политик, живущий в Вене.

И приводит другой пример. «Когда я в конце 1990-х — начале 2000-х работал послом в Турции, где тоже в горах умело производились лесопосадки, я встречался с местными специалистами, они предлагали Туркмении помощь в озеленении с учетом нашей соленой почвы и климата. Но наши чиновники эти предложения отвергли, Ниязов хотел сажать пальмы и хвойные деревья. Но пальмам в основном нужен субтропический климат, а у нас он резко континентальный, зимой до минус 20. Тут у простого нормального человека мозги бы сработали, но не сработали у властей», — сетует Ханамов.

Наследие Туркменбаши. Пальмы и дерево наоборот вместо карагача

На протяжении последних двадцати лет шло тотальное уничтожение того фонда деревьев — карагача, тутовника, маклюры — и кустарников, который остался после СССР и который создавал теневые зоны, необходимые в жарком климате республики, соглашается с ним Мамедов.

«Ладно, уничтожали бы посадки по центральным улицам, но жертвой пали палисадники внутри дворов, где сажали виноград, ставили под ним скамейку, и это была защита от солнца и прохлада в конце дня. Сейчас высаживается ель — «дерево наоборот», без кроны. Хотя в условиях туркменского климата в городах обязательно должны быть теневые зоны, где можно спрятаться от прямого солнца. В Ашхабаде есть места, где на несколько километров нет ни одного тенистого места под деревом. Чиновники же там проезжают на автомобилях с кондиционерами и этого не замечают», — уточняет Вячеслав Мамедов.

Он напоминает, что печальная история туркменского озеленения уходит в 1992-1993 годы, когда Ниязов (Туркменбаши) стал наносить визиты в арабские страны, где ему приглянулись ландшафтные решения с елями и соснами.

«И хлопот с ними меньше, они не осыпаются и не надо убирать осенью листву. В итоге было принято решение, что и в Туркмении надо пойти этим путем и выкорчевать те деревья, которые пережили СССР. В Туркмению пошел поток средиземноморских сосен, которые очень дорого стоят. Хотя если по среднегодовым цифрам температур Туркмения и близка к Ливану, но зима холоднее, а лето — жарче. А, главное, количество осадков, требуемых для произрастания такой сосны, в несколько раз меньше, чем в Ливане. В итоге деревья сохнут, не приживаются, а деньги выбрасываются на ветер», — рассказывает правозащитник.

Озеленение — деньги не на ветер

Впрочем, не вполне на ветер. Хотя с точки зрения государственной пользы всенародных озеленительных акций в Туркмении нет, определенный резон от принудительного труда по их проведению имеется. «Кто будет контролировать, сколько посадили саженцев после того, как деньги на них собрали, и сколько из этих саженцев потом пропадет? Никто. При этом в основном саженцы закупают в Турции — там очень выгодно через такие закупки отмывать деньги, поскольку схемы отработаны, а посчитать, сколько на самом деле посажено, после того, как саженцы умирают, невозможно. Деньги с оброка те, кто этим заправляет, заберут, а проверить, сколько потрачено действительно на саженцы, трудно. Тем более, что нет подробных карт озеленения, которые в годы СССР передавались жилищным конторам, и где было бы указано, на каких участках сколько и каких деревьев сажать. Это удобная коррупционная модель», — считает Мамедов.

«В Туркмении без откатов и личной выгоды для кого-то из руководителей ни один проект не работает. И закупка саженцев — не исключение. Тут и численность, и цена могут быть завышены. Я помню, когда турецкая сторона предлагала по озеленению свои проекты с нормальными ценами, эти предложения отклонялись туркменскими чиновниками, не видевшими в них для себя профита», — вспоминает бывший посол республики в Турции и Израиле Нурмухаммед Ханамов.

Всенародные озеленительные ёвары — не единственная форма принудительного труда в Туркмении. Есть еще уборка улиц к большим праздникам. На сбор плодоовощных культур, как в СССР, людей массово из городов не вывозят, поскольку в этом нет нужды — нет таких урожаев. А на хлопок вывозят, говорит Вячеслав Мамедов.

О принудительном сборе хлопка многократно писали правозащитные организации и СМИ, работающие вне республики. «Используется детский труд, закрываются школы. Студентов, сотрудников учреждений вывозят принудительно, и попробуй откажись. Причем работы идут вплоть до наступления холодов, когда собирают курек (нераскрывшиеся коробочки хлопка, — Ред.)», — указывает Нурмухаммед Ханамов.

15 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

15 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Это ж надо с начала 90-х создавать зеленый пояс и в итоге ничего. Вот уж дурака не исправишь. Посмотрите на Астанинский лес, что там сделали за 20 лет в солончаковой почве, за счет научного подхода, тоже был изначально проект зеленого пояса, теперь там молодой лес, животные, грибы, ягоды, а лес уже распространяют на всю область.

Вы чушь исключительную про ягоды, животных и распространение леса пишите. Эти жалкие потуги что либо вырастить также обречены на провал как и в Туркмении. Астанинская полоса деградирует, лес вымирает, да и с чего он будет расти там, где он расти не должен, а условий для его роста никаких не создаётся. Расказывайте про лес вокруг Астаны на встрече с пионерами.

Я часто летаю в Астану и вижу с самолёта как зелёный пояс вокруг Астаны разрастается с каждым годом! Подход у казахов в этом плане не чета бездарным чиновникам и баклажке из Туркменистана)

Фантазер, сразу видно что ты там ни разу не был, и несешь ахинею. По какой причине? Зависть плохое дело. Лес действительно есть и грибы там и ягоды собирают.

А растет он «там, где он расти не должен» благодаря научному подходу. Вы спросите у евреев каким образом у них лес растет в пустыне.

Всё правильно говорится в статье! На елках делаются бешеные деньги, да и сажают их вовсе не для целей благоустройство и озеленения. Как, впрочем, и все остальное в ТМ делается не для блага людей. Главная цель -распил и воровство. Контора «Гок гушак» («Зеленый пояс») плотно замешана на этом и ее руководители невероятно озолотились на этих посадках. Но самое ужасное, что по мнению некоторых специалистов, определенные сорта высаженных хвойных при высоких температурах выделяют в воздух канцерогенные вещества. Кто знает может это тоже одна их причин, которая вызвала такой всплеск онкозаболеваний в Ашхабаде.

Бердыгулы важнее казаться, а не быть. Создать иллюзию работы.
Нагнал бюджетников, вроде что-то поделал. И так до следующего года.

Со всем согласен, кроме двух аспектов, детей/школьников с 2005 или 2006 не гонят на хлопок и саженцы елок не стоят 30 долларов, даже вместе с уходом. У нас в городе за 10-12 дтм (~1$ по реальному курсу) можно купить, а уход…орды дармоедов с домуправлений и гор зелени тоже хоть иногда должны работать, да и будут какие либо растения или нет им всё равно будет оклад идти.

Меня интересовало всегда судьба Джигды. Самое неприхотливое дерево дающее съедобные плоды. Там где растет Джигда пение птиц не умолкает. В голодные годы джигда спасало людей. Однако у джигды есть неприятные свойства. Если поспать в тени этого дерева, то можно получить психические расстройства (такое поверие, не знаю правда или нет). Коровы их не едят, а козы-с удовольствием. В Лебабе их вытеснили маклюра. Она везде и не уничтожена. Уничтожить маклюру невозможно. Насчет тутовника неправда. Тутовник-источник шёлка. В Лебабе бережно относятся к тутовнику их сажают среди хлопковых полей, это одновременно защищает хлопок и создает микроклимат.

Статья написана очень грамотно, и отражает реальное состояние Ашхабада на сегодняшний день. Тени нет, а от ёлок только пыл и грязь.

Придет время — и расстреляем всех тех башлыков, кто учавствовал в этих экологических преступлениях. Ведите учет, дорогие соотечественники, собирайте архивы на всех кто пособствует уничтожению экологии страны. Фамилии и имена, должности, фотографии и видео, документы. Придет время — разберемся со всеми.

Не думаю что настанет такое время. Может лет через 50

любую банду воров можно уничтожить одним ударом, главное знать куда и чем бить!

Не надо обманывать себя. Никогда не будет этого

В 1917 тоже никто не верил что будет Великая Октябрьская Социалистическая Революция и Рабочий Класс с Трудовым Народом скинет это поганое иго буржуев. У них численность гораздо менее 1% и сейчас у них нет ни малейшей социальной поддержки — только смертельная Ненависть к этим гадинам!!! Так что всё у нас получится — не обманывайте Трудящихся лживыми буржуазными мифами!!!

Не был в Туркмении ,но постоянно смотрю ваши каналы .Не пойму почему как не переключишь телевизор у вас постоянно праздник .Все поют и танцуют .Жизнь малина.И ещё у вас что мертвые города ,почему ваши каналы не показывают простых людей .Улицы пустые постоянно .И ещё что за раболепство перед Туркменбаши .это что за военные которые руки целуют президенту .Что за обращение ,как они Родину защищать будут с таким отношением .А ваши аксакалы стыд и позор .Прожили жизнь а ведут себя так продажно.Служили со мной туркмены .гордые были .А может просто с виду такие

Последние сообщения

О том, как власти преподносят историю Туркменистана

Глава Туркменской Инициативы по Правам Человека Фарид Тухбатуллин принял участие в программе на YouTube канале журнала «Историческая экспертиза». Он рассказал...

Больше по теме