Правозащитники ищут, жив ли Борис Шихмурадов

Важное

shikhmurМухаммад Тахир, Фарангиз Наджибулла и Анна Клевцова

Радио Азаттык

Правозащитные группы начали кампанию в защиту бывшего министра Туркменистана, обвиненного в организации покушения на Сапармурата Ниязова. О судьбе Шихмурадова уже более десяти лет ничего не известно.

Прошло уже более десяти лет с тех пор, как власти Туркменистана объявили о неудавшейся попытке убийства тогдашнего президента Сапармурата Ниязова.

Бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов и множество его союзников были арестованы в связи с заговором в ноябре 2002 года. Их посадили в тюрьму, и больше о них ничего не известно.

БЕЗ ВЕСТИ

Несмотря на международные запросы, туркменские власти хранят молчание о судьбе узников. Даже члены семьи не знают, живы ли они. В попытке разрешить загадку несколько правозащитных групп начали кампанию под названием «Докажите, что они живы».

В случае, если они действительно живы, правозащитники просят туркменские власти разрешить представителям международного сообщества, юристам и членам семьи встретиться с заключенными.

Кампания, в которой участвуют такие организации, как Civic Society Platform, Crude Accountability, Центр развития демократии и прав человека, Freedom Files и Норвежский Хельсинский комитет, была начата ранее в этом месяце в Варшаве.

По словам участвующего в кампании журналиста Аркадия Дубнова, к туркменским властям выдвигаются два чисто гуманитарных требования: «Скажите нам, что стало с заключенными, и дайте к ним доступ».

— Прошло десять лет, но мир до сих пор не знает подробности случившегося, условия содержания заключенных. Мир не знает, живы ли они до сих пор или мертвы. Ничего не известно о состоянии их здоровья. Никому – ни членам семьи, ни юристам, ни представителям Красного Креста, ни наблюдателям, не разрешили их увидеть, — говорит Аркадий Дубнов.

55 АРЕСТОВАННЫХ

По оценкам российских правозащитников, в общей сложности 55 человек были арестованы и позже осуждены в связи с предполагаемым покушением на убийство в 2002 году.

Наряду с Борисом Шихмурадовым, были арестованы его брат Константин Шихмурадов и бывший посол Туркменистана в ОБСЕ Батыр Бердиев.

Вскоре после драматических событий в Ашхабаде ОБСЕ создало так называемый Московский механизм для того, чтобы узнать подробности, связанные с судебным процессом над подозреваемыми, имели ли они доступ к квалифицированной юридической помощи, и условиями их содержания в тюрьме.

Однако власти Туркменистана не дали разрешения делегации Московского механизма действовать в Туркменистане. Многочисленные призывы международного сообщества раскрыть судьбу заключенных остались без ответа.

ТЮРЬМА ОВДАН-ДЕПЕ

Последним публичным выступлением Бориса Шихмурадова стало его «признание» на национальном телевидении несколько дней спустя после ареста. Со смущенным и растрепанным видом бывший министр «признался» в участии в преступной деятельности и злоупотреблении наркотиками и алкоголем. Его приговорили к пожизненному заключению.

По мнению некоторых наблюдателей, это признание было принудительным. Несколько лет ранее Борис Шихмурадов, ранее занимавший несколько высокопоставленных дипломатических должностей, объявил о своей оппозиции режиму Сапармурата Ниязова.

Бывший политический заключенный Акмухаммед Байханов, осужденный по другому делу, приветствует новую международную кампанию. В интервью Туркменской редакции Азаттыка из Турции Акмухаммед Байханов сказал, что «никто в Туркменистане не говорит об этих делах».

Акмухаммед Байханов провел несколько лет в тюрьме – с 2003 по 2007 за предполагаемую помощь находящимся в Москве туркменским  оппозиционным лидерам. Несколько месяцев его продержали в печально известной тюрьме недалеко от Ашхабада Овдан-Депе, где, как предполагается, содержатся Борис Шихмурадов и его союзники.

По словам Акмухаммеда Байханова, он никак не мог что-либо узнать о судьбе других заключенных.

— У меня нет о них никакой информации, поскольку, когда они привозят арестованных в Овдан-Депе, их привозят в закрытых машинах. Внутри нельзя передвигаться самостоятельно, существуют определенные правила, которым заключенные должны следовать. Ваши руки связывают за спиной, нужно смотреть вниз, вас переводят на ваше место и там вы должны оставаться. Будучи политическим заключенным, я ни в чем не участвовал в тюрьме, так что, даже если Шихмурадов и его союзники были там, я ничего о них не знал, — рассказывает Акмухаммед Байханов.

После смерти Сапармурата Ниязова в 2006 году многие высказывали надежды, что новый президент Гурбангулы Бердымухамедов принесет в Туркменистан реформы и прозрачность.

Однако мало что изменилось при новом президенте. Страна все так же считается одной из самых закрытых и репрессивных в мире.

Источник: Радио Азаттык

6 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

6 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Надеюсь, что Борис Оразович еще жив, хотя не уверен, что после всего через что он проходит, он останется здоровым человеком. Благодарен судьбе что имел возможность общаться с ним, это настоящий Герой

— «Вера не становится истиной только потому, что кто-то за неё умирает».

— «Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать».
(Оскар Уайльд, родился 16 октября 1854 г.)

Сегодня в Ашхабаде, в рамках Международной конференции высокого уровня на тему «Энергетическая безопасность и устойчивое развитие – перспектива ОБСЕ» прошли переговоры Генерального Секретаря ОБСЕ Ламберто Занниера и Министра иностранных дел Республики Таджикистан Хамрохона Зарифи.
Про встречу с Рашидом Мередовым, вестей нет.

— «Убеждён, что ОБСЕ с её высоким авторитетом, значительным политическим и интеллектуальным потенциалом может и должна играть одну из ведущих ролей в консолидации усилий государств во имя создания эффективной, справедливой и сбалансированной модели взаимоотношений на мировом энергетическом пространстве»

— «На пространстве ОБСЕ необходимо отказаться от политизации вопросов энергопоставок, наладить равноправное и прозрачное партнерство. Для этого, нужно создать международно-правовой механизм на базе ООН.
(Мухомор – Бердымухамедов)

Вот и ОБСЕ в доле, и теперь долго, не будут вспомитать про нарушения прав человека в Туркменистане.

Насколько мне известно, опиатами его здорово закололи в 2002.

Последние сообщения

«Ключ к свободе в Туркменистане лежит в Кремле». Читатель ХТ расклеивает в России антивоенные листовки

Читатель «Хроники Туркменистана» прислал в редакцию фотографии антивоенных листовок, которые он расклеивает в одном из городов России. В листовках...

Больше по теме