2 марта официальная делегация Туркменистана во главе с заместителем министра иностранных дел Вепой Хаджиевым ответила на вопросы Комитета ООН по правам человека по итогам рассмотрения четвертого периодического доклада по имплементации положений Международного пакта о гражданских и политических правах.
27 февраля альтернативные доклады о ситуации с правами человека в Туркменистане представили правозащитники. На их основе эксперты Комитета подготовили свои вопросы к официальной делегации.
Полные видео– и текстовый репортажи доступны на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
Как и ранее, туркменская сторона отрицала все замечания и обосновывала их несостоятельность наличием в Туркменистане тех или иных законов. Например, в Туркменистане не ущемляются права женщин, так как законодательно гендерная дискриминация не разрешена. Нет в Туркменистане и озвученных фактов коррупции, потому что существует беспристрастная комиссия по противодействию коррупции и так далее.
Отметим, что обсуждение идет не в свободном формате диалога или не модерируемых дебатов. Эксперты ООН задают сразу целый ряд вопросов на разные темы, после чего представители туркменской делегации удаляются на 15-минутное обсуждение и затем дают ответы. Как правило, большая часть ответов – это цитирование законов или общие рассуждения на тему. Такой формат дает туркменской стороне возможность уходить от ответов на некоторые вопросы, просто проигнорировав их. Например, вопрос о возможности упразднения статьи УК «мужеложество» был проигнорирован даже после повторной попытки экспертов прояснить его.
Некоторые из выступавших делали очень длительные паузы между предложениями и даже словами, чтобы потянуть время. Тем не менее экспертам удалось получить ответы на ряд острых и важных вопросов.
ХТ кратко скомпилировала озвученные экспертами Комитета ООН тезисы и заданные вопросы, а также ответы на них туркменской делегации.
• Вопрос: Туркменистан использует суды и политически мотивированные приговоры для борьбы с оппозиционными активистами. В местах заключения активисты, представители религиозных организаций и правозащитники подвергаются пыткам и бесчеловечному обращению.
Ответ: Заявления о коррумпированных судебных процессах над политическими оппонентами не имеют под собой никаких оснований. В Уголовный кодекс были внесены поправки, запрещающие пытки. Обвинения в репрессиях или преследованиях журналистов необоснованны. Умышленное преследование невиновного человека и неправомерные задержания наказуемы.
Министерство обороны не принуждало Свидетелей Иеговы проходить военную службу. Им были предложены альтернативы. Например, «предлагались должности в миграционной службе».
• Комитет признал Туркменистан ответственным за смерть в тюрьме активистки Огулсапар Мурадовой. Однако туркменская сторона не выполнила данные ранее рекомендации и не приняла по этому поводу меры.
Мы не признаем вины государства в смерти госпожи Мурадовой. Она совершила самоубийство в тюрьме. Против нее не было выдвинуто обвинений. Независимая государственная комиссия расследовала этот инцидент. В результате ряд известных западных государств заявили, что ее смерть «не вызывает подозрений».
• Друзья и родственники членов туркменского правительства получают государственные контракты. Какие меры были предприняты для борьбы с коррупцией?
Туркменистан присоединился к Конвенции о коррупции. В 2022 году президентом создана Комиссия по противодействию коррупции. Факты отмывания денег и финансирования терроризма расследуются в рамках программы финансового мониторинга. Среди населения была проведена разъяснительная работа по борьбе с коррупцией.
Компания, принадлежавшая другу президента, более не является официально зарегистрированной.
• Туркменистан не выполнил ни одну из 26 рекомендаций, которые были даны в 2017 году (в тот год проводился предыдущий периодический обзор ситуации в сфере прав человека). За пять лет Туркменистан не разрешил посетить страну ни одному из 15 экспертов по правам человека, включая Специального докладчика по вопросу о пытках и Специального докладчика по внесудебным, суммарным или произвольным казням. Разрешение получил только один эксперт по культурным правам.
В Туркменистане не было никаких ограничений на визиты специальных докладчиков, но они должны были соответствовать «возможностям страны». Туркменистан провел онлайн-встречи с Рабочей группой по насильственным исчезновениям в июле 2020 года. Правительство рассматривало возможность разрешения визита, но его пришлось отложить из-за пандемии.
• Омбудсмен оказалась единственным человеком, который занимается в стране правами человека. Однако она не встречается лично с людьми, которые подают жалобы. На письменные обращения офис омбудсмена не реагирует.
Предпринимаются усилия по приведению офиса Омбудсмена в соответствие с Парижскими принципами. Правительство также рассматривает возможность создания региональных отделений омбудсмена. В 2022 году финансирование деятельности аппарата уполномоченного по правам человека было удвоено. Доступ к омбудсмену не был проблемой. Веб-сайт Омбудсмена, доступный на английском, туркменском и русском языках, был способом доступа к документам ООН.
• Омбудсмен посетила ряд тюрем, но не в Овадан-депе. Почему?
Омбудсмен имеет право без ограничений посещать любую тюрьму или следственный изолятор. Пандемия затруднила визиты.
• Вызывают тревогу сообщения о насильственных исчезновениях и содержании заключенных без связи с внешним миром. Комитет получил сообщения о более 100 случаях насильственных исчезновений политических и религиозных лидеров. Неизвестно живы ли эти люди. Как будет решаться эта проблема? Почему запросы на посещение рабочей группы Комитета по насильственным исчезновениям в 2017 году были отклонены?
Заключенные, о которых идет речь, живы и находятся на учете, и называть их пропавшими без вести было неуместно.
• Почему в Туркменистане не разрешается работать независимым НПО?
Несогласны с тем, что в стране нет независимых неправительственных организаций. НПО бывают разные: спортивные, научные, творческие и др. Государство тесно сотрудничает с общественными организациями при подготовке и реализации национальных планов и проектов в области прав человека. Мы готовы рассмотреть заявления на регистрацию общественных организаций согласно законодательству.
• В законе о борьбе с экстремизмом это определение трактуется слишком расплывчато. Законодательство использовалось для ограничения поездок политических активистов. Скольким людям было запрещено выезжать по этому закону? Сколько заключенных были осуждены за исламский экстремизм с 2017 года и по каким законам? Будут ли освобождены лица, заключенные вопреки положениям Пакта о гражданских правах? Граждане страны подвергались произвольным задержаниям за критические высказывания в адрес правительства. Какие компенсации они получат?
Велась работа по законодательству об экстремизме и недискриминации. Заключенные из движения Гюлена были признаны виновными согласно Уголовному кодексу. Было проведено независимое и беспристрастное расследование. Оснований для возмещения ущерба нет.
• Туркменистан присоединился к Конвенции против коррупции, но прогресса в этой сфере не достигнуто. Коррупция была обнаружена во всех аспектах жизни, в том числе в трудовых лагерях, где рабочие должны были платить, чтобы увидеть членов своей семьи. Какие меры были приняты для борьбы с коррупцией?
Роста коррупции в пенитенциарных учреждениях не наблюдалось.
• Будет ли отменена статья УК о мужеложестве? Привлекаются ли к ответственности полицейские за целенаправленное преследование представителей сексуальных меньшинств?
(Нет ответа)
• Туркменистан отрицает наличие на своей территории COVID-19 несмотря на всплеск заболеваемости респираторными заболеваниями в период пандемии. Как проводилась информационная кампания о коронавирусе? Существует ли статистика смертей от COVID-19?
Во время пандемии COVID-19 были реализованы все необходимые меры защиты для граждан и иностранцев, находящихся в стране. Ограничения соответствовали стандартам ООН. Информация находится в свободном доступе и Министерство здравоохранения разработало профилактические рекомендации в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Одну дозу вакцин против COVID-19 получили 99% граждан, вторую – 97%.
• Как в стране обеспечивается гендерное равенство? Женщинам запрещалось водить автомобили, хотя законных оснований для запрета не было. Во время пандемии COVID-19, 12% женщин в возрасте от 15 до 59 лет стали жертвами физического или сексуального насилия со стороны партнера или супруга. Как государство боролось с этими формами насилия?
В недавно принятом Уголовном кодексе введены наказания за нарушение свобод граждан и гендерного равенства. Также в УК были внесены поправки, предусматривающие наказание за принудительный аборт и сексуальные домогательства на работе.
По информации дорожной полиции, увеличилось количество водителей-женщин, не имеющих водительских прав. Правительство приняло меры, чтобы остановить таких водителей. Всех женщин, которых остановили для проверки состояния их документов, впоследствии отпустили.
• Недавно введенные Туркменистаном визовые ограничения усложнили жизнь тем, кто хотел мигрировать в Турцию.
Визовый режим с Турцией не ограничивает передвижение, а наоборот, повышает безопасность туркменских граждан.
Правительство теперь знает, где и в каких условиях работают туркменские граждане. Эта политика может измениться.
• Доступен ли веб-сайт Организации Объединенных Наций и, в частности, веб-трансляция текущей встречи жителям Туркменистана?
Интернет-трансляция была доступна для всех граждан страны.
Ни один ответ ни один ответ твою мать не верный позор тебе харамдаг
Ненужную организацию объединенных наций поставили на место. Не понимаю какого х.. они задают такие вопросы. Любому слабоумному ясно что на такие вопросы можно дипломатично ответить и отмазаться. Эти воипросы задаются на протяжении 30 лет. Будут задавать еще когда Керимгулы будет править и его внуки.
Потому что без этих вопросов было бы ещё хуже
А какие вопросы вы бы задали? На мой взгляд Вепа Хаджиев очень опытный политик и отвечал на довольно каверзные вопросы дипломатично и содержательно. Проблема в том что запад во главе с США навязывает всем странам свою картину мира. Хотя отношение к демократии, женщинам, мужеложцам во всем мире разное и нужно уважать и учитывать культурные особенности каждого народа!
У нас нет коррупции у нас есть бизнес по вымогательству и отьему средств у граждан сотрудниками полиции прокуратуры и судов. Я сам когда был прокурором брал то что дают а что не дают отбирал. Это же бизнес. Я ещё должен моему покровителю отстегнуть. А то что идёт покровителю это святое. ООН не понимает что ли. Сердарик скажи свое слово. Папа же не брал с тебя денег когда сделал президентом. Это подарок а значит коррупции нет.
Мы понимаем. Просто делаем вид что работаем. А на самом деле нам по..й. Вы главное нам долю отстегивайте.
Овадан депе не существует.
– Овадан депе?
– Нет, нет не слышал!
Наглость это главное счастье для туркменских чиновников они на вранье зарабатывают. Аллах видит я не вру, дайте мне сейчас деньги и скрытую камеру и я начиная с прав кончая дипломом и работой в самых высоких кабинетах смогу купить за взятки.
Стало очень мало новостей изнутри Туркмении. Видимо сильно зажимают! Благо я живу в Киргизии
Тау работает демократия. Спрашивать неудобные вопросы. За которые придется отвечать. Но перепукселенцам демократия не нужна. Им нужен пастух, который будет указывать, что им делать. Мее беее
Отличные новости!
Что за вопросы , только бла бла и бла , эти кто задают вопросы оказавшись в Туркменистане сами будут рады получить подарки от коррумпированного правительства и закрыть глаза на вышесказанные нарушения.
Делаем вывод что Туркменистан тугодум. На обычный вопрос надо удалиться на 15 минут. Представьте интервью Вепы Хаджиева у Дудя, это будем самое длинное интервью в мире с цитированием талмудов и 15-минутными перерывами.
Ложь