C.М. Дудин: красочная летопись культуры туркмен

Важное

Заслуженному артисту Туркменистана Ходжакули Нарлиеву исполнилось 85 лет

21 января Заслуженному артисту Туркменистана Ходжакули Нарлиеву исполнилось 85 лет. Выпускник операторского отделения Всесоюзного...

Консульство России в Ашхабаде просит не покупать билеты на вывозные рейсы в сторонних компаниях

24 января Консульский отдел Посольства России в Ашхабаде разместил объявление, в котором напомнил, что «единственным авиаперевозчиком чартерных...

Курс доллара на «черном рынке» на 23 января

Курс доллара на «черном рынке» Ашхабада на 23 января составляет 20,5 маната при покупке и 21 маната...

Туркменистан намерен начать производство водородного топлива

21 января во время заседания Кабинета министров Туркменистана вице-премьер и глава МИД Рашид Мередов доложил президенту Гурбангулы...

Ильга Мехти

Туркмены, которые жили оседло, издавна назывались чомур, а кочующие со своими отарами – чарва. Яркая самобытная культура земледельцев-скотоводов, сохранившая традиции их предков – кочевников, явление бесспорно, уникальное. Современные культурологи считают, что бытовые условия жизни кочевников, отлаженные веками жизни в степях и песках, могут еще не раз послужить людям в будущем. В случае стихийного бедствия или технологической катастрофы в первую очередь пригодятся, например, их мобильные юрты. Погрузили на вездеход и устраивайте жизнь на новом безопасном месте. Но многое уже ушло в небытие. Исчезли уже люди, которые были носителями специфических знаний, забыты их древние ремесла. Однако остался научный отчет замечательного этнографа, позволяющий восстановить то, что было   накоплено туркменами за их историю к началу 20 века. По его четким описаниям жилищ можно восстановить многое из уже забытого: войлочный навес или плетеные юрты. Этнограф со скрупулезной дотошностью описывает и, так называемый им, «бабий угол» в юрте. Речь идет о Самуиле Мартыновиче Дудине. 

C. М. Дудин закончил императорскую академию художеств, был учеником в мастерской Ильи Репина, получил возможность побывать в Риме в Берлине, Вене, Амстердаме. Ведь этнографу крайне необходимо познакомиться с шедеврами классики, чтобы ощутить глубину самобытных культур бывших номадов и понять, как в жерле новой для них русской культуры туркмены менялись сами и менялись их прежний быт, ремесла и традиции. В Дудине зрело ощущение своей силы, возможности спасти от забвения культуру, уходящую в небытие. Он понимал, что сможет это сделать, как искусствовед, этнограф и художник. 

Действительно, Дудин смог многое зафиксировать. И, в основном, благодаря его трудам в Российском этнографическом музее сохранились уникальные экспонаты. Выставка этих экспонатов с названием «Туркмены. Гармония в красном» проходила в этом году в Санкт-Петербурге.

 В залах музея зрители не переставляли удивляться незнакомой для многих культуре и делиться своим восприятием увиденного:

— Женщины-туркменки, конечно же, не работали, ведь они постоянно на себе носили килограммы серебряных украшений.

— А юрта у них была вовсе не маленькая, размером с современную «трешку». Вот только туалет и прочие удобства далеко.

— Бережливые были эти скотоводы, каждую бытовую вещь укладывали в специальный кожаный чехол, наверное, чтобы в дороге не разбилась. А дорогие маленькие коврики после похорон, представляете, так и оставляли на могилах.

— М… да! Удивительный народ! 

Посетители узнавали, как проявлялся красный цвет в культуре туркмен, что он не только выражение страсти, как расшифровывают этот цвет европейцы. У туркмен это выражение нежности в детской одежде, красоты и жизненной силы — у девушки.

Выставлен халат, в который укутают невесту, как эдакий бутон, и привезут в дом жениха. Там происходило опять же преображение красного в различные его оттенки. Новый цвет одежды молодки будет с этого момента ее оберегом. Несмотря на сомнения некоторых посетителей выставки, замужняя туркменка, даже увешанная тяжелыми серебряными украшениями, конечно же, работала. Она трудилась много и до конца жизни создавала ковры, где красный цвет теперь сигнализировал о благости. 

Богатейшая палитра оттенков красного цвета достигалась в домашних условиях мастерским окрашиванием материала корнем марены. В зависимости от протравки получались красители разного цвета — красного, розового, пурпурного-фиолетового, оранжевого и даже коричневого. Марена была популярна у туркменских мастериц до начала эры анилиновых красителей, так пагубно повлиявших на их древнее искусство. Среди покупных тканей особо ценилось тоже красное сукно и красные хлопчатобумажные платки, которые использовались как головные повязки. Заметьте, теперь это тоже очень модно. 

 Российский этнографический музей обогатился ценнейшими образцами коврового искусства туркмен, благодаря энтузиазму многих собирателей, в том числе этнографу Дудину. Ковры были его глобальной идеей. Опытный ценитель мог читать маркеры племен на разнообразных туркменских коврах, как летопись всего этноса. В этом современные мастерицы уже мало разбираются, разве что только этнографы, продолжающие линию Дудина, который очень переживал, что традиции феномена туркменского ковра гибнут в коммерческих ковровых артелях. Именно потому для него важно было успеть зафиксировать руку старых мастериц, их навыки. Самуил Мартынович торопился и покупал все, что привлекало его внимание. Выделенных на экспедицию денег было мало, потому исследователь покупал не большие, а в основном, маленькие ковры и даже обрывки очень старых ковровых изделий. Такие туркмены не берегли, ведь жена или невестка соткет новый и более яркий ковер. Но именно лоскутки, сохраненные Дудиным, и стали ценными экспонатами музея.

Позже открылась еще одна выставка, где представлены уникальные образцы старинной одежды туркменок разных племен — «Великолепные костюмы Российской империи: Сибирь, Центральная Азия и Дальний Восток». Она продолжится в этом музее до конца года.На открытии подобных выставок на туркменскую тему часто собираются ученики и последователи Самуила Мартыновича Дудина. 

Туркменское собрание Российского этнографического музея уникально по своему содержанию, часть его экспонатов показывается впервые.

1 КОММЕНТАРИЙ

Отслеживать
Уведомлять меня
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Не совсем понятно: Российский этнографический музей находится в Санкт-Петербурге (по-соседству с Русским музеем), а выставка, как сказано в статье, прошла в Москве. Стоило бы указать, где именно в Москве, и где пройдёт вторая выставка, упомянутая в тексте – чтобы желающие её посетить жители и гости российской столицы, читающие этот сайт, могли это сделать.

Последние сообщения

Заслуженному артисту Туркменистана Ходжакули Нарлиеву исполнилось 85 лет

21 января Заслуженному артисту Туркменистана Ходжакули Нарлиеву исполнилось 85 лет. Выпускник операторского отделения Всесоюзного...

Еще трем туркменским предприятиям разрешили ввозить томаты в Россию

19 января Россельхознадзор разрешил еще трем туркменским предприятиям ввозить томаты в Россию «под гарантии Государственной службы по карантину растений Министерства сельского хозяйства...

Представитель ЕБРР отметил дешевизну рабочей силы в Туркменистане по сравнению с соседними странами

Глава туркменского представительства ЕБРР Фатих Туркменоглу рассказал о дешевой электроэнергии и рабочей силе в Туркменистане. Об этом сообщает информагентство «Тренд».

Глава МИД Туркменистана и посол Китая обсудили подготовку к саммиту «Китай – ЦА» и к Олимпиаде

22 января в Ашхабаде прошла встреча главы МИД Туркменистана Рашида Мередова и посла КНР Цянь Найчэна. Как сообщает пресс-служба...

Президент Туркменистана не поедет в Индию на День Республики

26 января Индия будет отмечать День Республики. 2 декабря госинформагентство ТДХ опубликовало письмо, в котором премьер-министр Индии Нарендра Моди пригласил президента Гурбангулы...

Консульство России в Ашхабаде просит не покупать билеты на вывозные рейсы в сторонних компаниях

24 января Консульский отдел Посольства России в Ашхабаде разместил объявление, в котором напомнил, что «единственным авиаперевозчиком чартерных рейсов, организуемых Посольством, является авиакомпания...

Больше по теме