Амстердам/Вена, 23 марта 2021 года – Туркменские неправительственные организации, turkmen.news и Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) подготовили совместный доклад «Обзор ситуации с использованием принудительного труда в Туркменистане в 2020 году во время сбора хлопка». В основу доклада легли материалы мониторинга, проведенного сотрудниками организаций в четырех из пяти регионов Туркменистана – Ахалском, Дашогузском, Лебапском и Марыйском.
Скачать доклад можно по ссылке.
Использование принудительного труда является грубым нарушением как международных норм в области прав человека, так и внутреннего законодательства Туркменистана.
Во всех районах проведения мониторинга для сбора урожая хлопка систематически использовался принудительный труд работников бюджетной сферы, студентов специализированных вузов, колледжей и лицеев, а также солдат срочной службы. В случае отказа бюджетники могли потерять работу, а студентам грозило академическое взыскание либо исключение из учебного заведения.
Кроме этого, работники бюджетных организаций должны были «добровольно» выплачивать «дань» из своей зарплаты «для успешного выполнения госплана по сбору хлопка». При этом, отсутствовала единая система требований. Так, например, учителя в Туркменабаде были обязаны два раза в неделю сдавать деньги на оплату наемного работника, а через воскресенье выезжать на поля лично или отправлять вместо себя работника со стороны. В Дашогузском велаяте во время восьмидневных осенних каникул (с 22 октября) учителя всех школ велаята должны были либо собирать хлопок, либо оплачивать труд наемника.
Привлечение к работе на полях сотрудников бюджетных организаций «выбивает» из полноценного рабочего ритма целые сферы экономики. Необходимость сдавать деньги на хлопок негативно сказывается на благосостоянии семей, тем более что в условиях постоянного роста цен на продукты питания многие даже работающие люди еле сводят концы с концами. Дети также работают на полях, часто в качестве наемников своих же учителей, что мешает им получать полноценное образование.
«Правительство Туркменистана последовательно отвергает факт применения в стране принудительного труда во время сбора хлопка, несмотря на многочисленные свидетельства обратного, — заявил редактор turkmen.news Руслан Мятиев. — С экономической и политической точек зрения, властям страны было бы намного выгоднее положить конец этой порочной практике и начать диалог с представителями гражданского общества».
Коронавирус и хлопок
Несмотря на то, что официально коронавирус в Туркменистан не проник, в стране были введены строгие ограничительные меры: продлевались школьные каникулы, закрывались предприятия торговли, питания и обслуживания, а за нарушение масочного режима людей штрафовали. В средствах массовой информации, в организациях и учебных заведениях людям напоминали о соблюдении дистанции, о важности гигиены рук и о других мерах профилактики респираторных заболеваний, однако эти правила не распространялись на сборщиков хлопка. Бюджетников вывозили на хлопковые поля в переполненных автобусах и без масок, без обеспечения средствами элементарной гигиены.
Неэффективная система хлопкопроизводства
В качестве показателей неэффективности системы выращивания и сбора урожая хлопка в Туркменистане в докладе приводятся факты погони за вымышленными цифрами, непрозрачности отчетности, коррумпированности чиновников на местах, отсутствия у фермеров возможности отстаивать свои права и др.
- Определяя планы по сбору хлопка, правительство называет нереалистичные цифры, обязательные к выполнению. Так как реальный урожай часто бывает на 50% меньше «объявляемого», чиновники на местах ищут разные возможности для преодоления этого разрыва. В докладе приводится в качестве примера собрание в г. Туркменгала, на котором было объявлено о том, что каждое предприятие, включая школы и больницы, должно закупить 2,5 тонны хлопка и доставить их в пункты приема, чтобы улучшить показатель урожайности.
- Взаиморасчет между участниками хлопкопроизводства подразумевает, помимо безналичных расчетов чеками, «доплату» наличными на каждом этапе выращивания хлопка (механизированные работы и т.д). По словам фермеров, доплачивать — это, по сути, давать взятку тем, кто снабжает их техникой, семенами, удобрениями, поливной водой, средствами защиты растений от болезней и вредителей.
- На приемных пунктах фермеры полностью зависят от чиновников, которые часто просто вычитают часть веса из доставленного хлопка. Руководители хлопкоприемных пунктов продают удержанный хлопок тем арендаторам, у которых был неурожай. Точнее, они выдают этим арендаторам справку о том, что они сдали больше хлопка, чем на самом деле.
- По мнению специалистов, в реальности довольно сложно собрать столько хлопка, сколько указывается в договорах с арендаторами: «Это не получается из-за засоленности земель, маловодия, погодных условий, нехватки удобрений, низкого качества семян и организационных недоработок. Развитию сельского хозяйства в стране мешают административно-командный метод управления, оставшийся с советских времен, и отсутствие у людей стимула. Сельхозпроизводители стали крепостными, если не рабами».
- В результате, у дехкан пропадает желание работать. Многие из них планируют отказаться от своих участков и уехать работать за рубеж, как только откроются границы.
«Туркменистану следует положить конец сложившейся в стране иррациональной сельскохозяйственной политике, вынуждающей большое количество фермеров выращивать хлопок, тем более что для них это часто не выгодно, — заявил Фарид Тухбатуллин, председатель Туркменской инициативы по правам человека. — Государство должно позволить фермерам самим решать, что выращивать на арендованных ими землях, и одновременно с этим улучшить продовольственную безопасность страны и материальное положение фермеров».
***
В ноябре 2020 года вице-премьер Эсенмырат Оразгелдиев заявил о том, что в будущем 30% земель, ранее засаживаемых хлопком и пшеницей, могут быть использованы фермерами для выращивания других культур по их выбору, что дало бы возможность последним окупить свои затраты. Но вызывает опасение оговорка, что это возможно только при условии выполнения госзаказа по сбору урожая хлопка и пшеницы. В 2018 году президент Гурбангулы Бердымухамедов уже давал подобное обещание. Сложно предсказать, каков будет госзаказ на хлопок в 2021 году и насколько он будет ближе к реальности, чем все прежние «потемкинские» госзаказы.
Справка: В Туркменистане сельскохозяйственные земли принадлежат государству. Дехкане (фермеры) арендуют землю у государства под хлопчатник, пшеницу и другие культуры. Каждый арендатор берет на себя обязательство выполнить установленный государством план по сбору урожая. При невыполнении обязательств арендаторов штрафуют и могут расторгнуть договор аренды (отнять землю). Государство имеет монопольное право на покупку у арендаторов оговоренных объемов выращенных урожаев по установленным государством ценам. Эта забюрократизированная система создает множество возможностей для злоупотреблений со стороны государства и ставит в зависимое положение арендаторов и сборщиков хлопка — работников государственных учреждений, которых отправляют на поля в добровольно-принудительном порядке под угрозой увольнения.
Это всё абсолютная неправда, никакого рабства в Нейтральном Туркменистане нет! Всё на добровольной основе!
Майкл, тебе наверно пора уже к психиатру.А что, возможно ещё не поздно,ты это, главное до 4-ой стадии не доводи.
Все на принудительно добровольной основе ты хотел сказать походу…
И доллар по 3,5, и PayPal работает, и толпы иностранцев мечтают переехать в тм.
всё правда!какая-то пародия на плановую экономику совка…только в миллион раз ничтожнее
Президента и правительство, в полном составе, на 40 дней, на общих условиях, в первую очередь!
>>> «…положить конец этой порочной практике и начать диалог с представителями гражданского общества»
Вы что, хотите чтобы настал конец света?
Президента бы на поле , весь хлопок собрал бы за пару часов. И речи бы такие толкал, что блокноты бы разорвались.
Nothing like history repeating itself. The US had slavery picking cotton in early 1800s and Turkmen caught onto the idea in 2021. Ah, nothing like the Turkmen people act like sheep