Текст был получен редакцией «Хроники Туркменистана» от одного из читателей без подписи. По просьбе автора никаких корректировок в текст не вносилось.

Первую часть можно найти по ссылке.

Свои сообщения вы можете отправлять по адресу hronikatm@gmail.com

Зарплата у меня была раз в неделю. На изин, патрон может двадцать лир подкинуть, но это по настроению. Все деньги мысленно переводишь на доллары, доллары по «черному курсу» в манаты. У-ау. Получалось прилично, почти твоя месячная зарплата здесь в «Ата-ватан Туркменистан». Все расходы тоже в уме считаешь в долларах. Так, на работу туда и обратно — два доллара. Не-ет. Даёшь физкультуру. С утра на час-полтара пораньше выйдешь — успеешь. После работы «свежий воздух, вечерние прогулки». На еду: хлеб, яйца, мясо (только курица и то не всегда ), «доматес-пататес», лук. В конце месяца твоя доля — плата за квартиру, за воду и свет, интернет. В остатке почти ничего. С домашними поговоришь «салам-салам, как дела» (для приличия) и сразу почти всегда «алажы болса, бир азмаз пул гойберермисин». Да-а с***. Едешь в Аксарай, «Дениз отел» там дайзашки из Туркмении собираются. Через них передаешь деньги, вещи, одежду, обувь. У них же можно купить чурек, колбасу, лекарства и по желанию водку.

Ты говоришь в Туркмении не хватает валюты, поэтому ограничения на вывоз, нет конвертации. Хорошо, согласен. Тогда почему же не дают разрешение на ввоз, перевод валюты в Туркменистан. Логику включай. Таких как я целый вагон и маленькая тележка. Каждый в месяц может отправить домой по двести-триста долларов, да хоть бы по сто. Ой-ой, какая сумма будет. В Таджикистане 70-80 процентов государственного бюджета формируется за счёт гастарбайтеров. Не говори, что это ради моей же безопасности — терроризм, наркота…

Кому надо, тот найдет способ.

Здесь, в Турции, один турок фуру продал одному из наших. Так этот «наш» в Туркмении кому-то деньги дал. Здесь турок получил, наличными.

Переводы делать не через дайзашек, а как нормальные люди через банк. Быстро и надежно. Только на процентах можно разбогатеть, пенсионерам пенсии платить, лекарства им накупить.

Решил кто-то из нас, гастеров, дом купить или же построить. Не будет он сам таскать песок, щебень, кирпич. Поговорить с отцом или из родни кого-то попросить. Они договорятся с «камазистом» и пару рабочих наймут. Чего-чего, а песка с цементом, кирпича с другими стройматериалами в Туркмении хватает. Глядишь и экономика зашевелится, да и рабочие места появятся.

Аксарай — это не Стамбул, это как отдельное государство. Самодостаточное — вещь в себе. Чисто, красиво, богато. Магазины в несколько этажей. Пройдешь на соседнюю улицу — грязь, вонь, нечистоты. Респектабельные, солидные отели, рестораны, караоке-бары, танцполы. Рядом забегаловки, ночлежки, притоны и бордели. И там и тут наших земляков и землячек достаточно. Встретились пацаны из района.

Разговорились. Как там? Чё там? Общих знакомых вспомнили. И тут один из них, ни с того ни с сего мне кидает «предъяву»:

— Да кури ты сигарету нормально. Чё ты так, а?

— А чё?! Нормальные сигареты. Вон, здесь купил. Текел 2001.

— Да ты не понял, — смеётся, объясняет мой «косяк». В Туркмении куришь сигарету — в кулак прячешь, как бы кто не «стрельнул» и по сторонам зыркаешь — нет ли ментов. Здесь свобода — кури как и сколько хочешь. Дым из *опы пойдёт, «полис» слово не скажет. Туркмены и здесь, везде и всегда будут сигареты «стрелять».

Подсчитал зарплату за месяц, платежки вычел, решил работу сменить. За два-три месяца по-турецки «здрасте-досвидания, принеси-подай…»  научился. Дождался изина и, прямо с утра, пошел. Благо, жена обещала прийти к вечеру.

— Саламалейкум. Колай гелсин, абим. Эламан я ярдамчы истийорсинми? Лазым дил? Тамамдыр. Колай гелсин.

И так до следующего марангоза (мастерская, цех). Целый день ходил, спрашивал. Где-то готовы принять на работу, но зарплата меньше, чем у меня сейчас. Где-то нужны спецы по рабочей профессии. А какой из меня сварщик, каменщик или автослесарь и т. д.? И на*рен нужны твои знания философии и истории? Нужны рабочие, профессионалы с головой, умеющие делать что-то руками.

Познакомился с ребятами из Туркмении. С Лебаба очень много. Почти все из Туркменабада и из ближайших этрапов. Что, зачем и как так получилось? Почему из Лебаба, из Туркменабада так вас много? Один из них так объяснил:

— Вот смотри, брат. Так получилось, что когда русские уехали, то на их места приехало очень много этрапских. Приперлись не все, конечно, но в основном лентяи и бездари. Высокомерные болваны. Им всем колхозом деньги собрали, на покупку должности и на квартиру. Должность важнее, пусть маленькая, но должность. А если в полицию или в хякимлик, то «атас». Приезжает, этот новоиспеченный «городской» в свой кишлак и такой весь из себя блатной, культур-мультурный. У него КВАРТИРА в городе! И пусть в этой 2-х или 3-х комнатной квартире по двадцать человек живет. ДОЛЖНОСТЬ имеет «пятикопеечную», но с правом подписи! МАШИНУ скоро купит или уже взял в кредит. Ему уважуха, почет. Ему в рот смотрят, стараются все его «хотелки» выполнить. Он король, башлык, с ним за руку «здоровкаются».

И что он получает в городе? Квартира есть – ну, молодец, должность имеешь — поздравляем. Машина у тебя? — так себе. Получает полное безразличие от горожан – ну, интеллигенция, что с них взять. Пусть хотя бы он — «городской» старался бы научиться, как вести себя за столом, как общаться с людьми, с подчиненными, со вкусом одеваться, а не напяливать на себя самую дорогую одежду. Помнишь эти идиотские оранжевые носки? Главное — это модно, как у соседей «наме, биз адам далми?!». Нет у него ни ума, ни фантазии, а вкус – это, вообще, дно. Ты думаешь, почему у нас всё однообразно, всё как у всех, богато выглядит, а вкуса-то нет. От этого он начинает беситься. Не дай Бог показаться умнее чем он, в особенности, если ты — его подчиненный проявишь какую-нибудь инициативу, то держись, он тебя «схавает». Начнет придираться, искать малюсенькую ошибку и сделает из этого слона. Одним словом, работать тебе не даст. Пишешь заявление «по собственному». На другую работу не устроиться, таких как он с каждым днём всё больше. Если один шакал прокормится, то и другие десять найдут, что есть.

Одна дорога в Истанбул. В другие страны — в Россию поехать, виза нужна. Завидую русским из Туркмении, им-то было куда ехать. Пусть формально, но их там ждали. Что? Многие из них всё побросали и ушли? А разве мы не бросили родителей, а на них детей своих, дом, друзей, родных? А нам что, не хочется вечером собраться со всей семьёй, с соседями? Мужчины вместе за столом, на топчане, под виноградником, женщины — там на кухне, между собой о чём-то разговаривают, смеются. Ты такой важный, ворчишь: «Эээ, скоро там кушать будем или нет? Ладно, детей-то хоть накормите».

Вот так-то, брат. Кому легко, кому ещё легче. Тебе решать.

Здесь работа есть — и то хорошо.

— Буюрун, аби.

— Тамамдыр, аби.

— Сен билирсин, аби.

Продолжение следует…

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

6 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Молодец, дружище, пиши ещё.
Свой жизненный опыт детям передать не забудь — никому гуманитарное образование не нужно, хоть и высшее. Хоть на автослесаря сына отучить, а дочь на «оператор 1С» или аналогичную профессию. В 2018 году люди рабочих специальностей получают на порядок больше высшеобразованных гуманитариев. И в 2038 ничего не изменится. Грустно осознавать, что жена по чужим постелям простыни греет, пока ты лепёшки печь готов со своими знаниями истории древней Парфии..

Пиши парень, все описывай, может писателем настоящим станешь. ты же жизнь видел. Понимаешь что к чему. Успехов!

Ограничения нужны на ввоз $$$ лишь для того чтоб курс не уронить ведь это важно для верхушки они на этом большие деньги делают.

Какую нелепость написал автор очерка

Почему нелепость,Марал?жизнь свою описал.так многие люди мучаются.

Мы обречены и в Турции и России , $300 доллар зарплатой нет никакой перспектив .
Половине этой суммый надо отдавать аренда комнаты .
У меня много знакомый живёт и работает в Турции , никто ничего не добился .
Вот такая правда , писал без розовый очки.