Наталия Анурова-Шабунц
Художники — братья Владислав и Иван Саблины из Туркмении, ставшей Туркменистаном, покинули свою родину в начале двухтысячных: Владислав — в 2001, а Иван — в 2003 годах.
Одаренные и музыкально, и художественно, они выбрали для учебы не музыкальное, а художественное училище в Ашхабаде: Владислав — отделение стенной росписи, а Иван -отделение скульптуры. И эти профессиональные особенности ремесла отразились в стилистике их станковых картин — объемной осязаемости и монументальной внушительности даже в небольших по размеру полотнах.
Братья всегда работали тандемом над своими произведениями и никогда не раскрывали профессиональную тайну вклада каждого в творческий процесс. Погодки, они повсеместно публично появлялись вдвоем, их даже шутливо называли неразлучными братьями Диоскурами.
Участники республиканских и всесоюзных выставок, Саблины в 1998 году подвели итог творческого двадцатилетия выставкой «Восточная поэзия» в ашхабадском Государственном музее изобразительных искусств. Они тогда не подозревали, что эта выставка станет заключительным этапом творчества в стране, любовь к которой они так искренне проявляли в своих полотнах.
Главная работа на туркменскую тематику – пятиптих (пентаптих) «Восточная поэзия», который и дал название выставке. Пятиптих «рождался» в два этапа: триптих был создан в 1983 году, в годовщину празднования 250-летия со дня рождения великого туркменского поэта Махтумкули Фраги, а две дополнительные картины в 1993 году, уже к 260-летию поэта.
Главный центральный образ — символ Любви поэта в трех работах пятичастной композиции — это идентичные скульптурно-осязаемые, два объемно-выпуклых дерева в «объятьях друг друга». Их стволы разделены-разлучены у оснований ручьем, камнями, каналом. Но их кроны без листвы неразделимо переплетены в единое целое.
Основа любовной лирики Махтумкули — это непроходящая тоска по разлученной с ним возлюбленной Менгли. Неслучайно в более поздние годы поэт взял псевдоним Фраги-Разлученный. Дерево центральной части пятиптиха – «Любовь» (1993г) «раскалено» до красна, а в кроне-клубки змей. В одних из лучших переводов стихов Махиумкули Арсентия Тарковского встречаем: «тело точит огневица», «дух кипит», «я сгорел дотла», «ты мне сердце истерзала, в жилах — желчь и яд, о, горе!».
Можно, конечно, вспомнить русское – «извела меня кручина, подколодная змея». Но у туркмен издавна существовал культ змеи, которую запрещено убивать. А образ змеи в классической туркменской поэзии, включая Махтумкули, иносказательно связан с термином «апы» — змеи, пришедшим из арабского языка. Этот образ мифологической змеи связан и с реально существующей среднеазиатской змеей эфой.
Иносказательно поэты связывают змей с длинными черными волосами красавиц, «с извилистостью, волнистостью чар прекрасных кос, которые могут проглотить сердце мужчины». А у Махтумкули: «водоверть косы тяжелой, как в дурмане полюбил я», «жалких пленных губят косы», «как меня в неволю манят черных кос твоих темница».
Трагическую тяжеловесность любовной тоски поэта в образе деревьев в пятиптихе разряжают нежные образы легких восточных арок, парящих в воздухе, в полотнах «Поэзия» и «Музыка».
Пейзажи братьев 90-х годов — это своеобразный эпический аккорд величественных образов туркменской природы –«Пески», «Красные пески», «Лодки», «Море», «Дерево». Им удалось передать масштабность запечатленных моментов безграничного бытия Пустыни и Каспия, живущих в вечности и уходящих в вечность. И без малейшего намека на пафос с элементами слащавости. Величаво-спокойные и, на первый взгляд, даже бесстрастные, пейзажи написаны с чувством непоказной глубокой любви к родному сердцу краю, с восхищением перед бесконечной многоликостью внешнего однообразия песков и моря.
В работах Саблиных пустыня инопланетна, а море не курортно-летнее, а осенне-зимнее, тот самый суровый «седой Каспий».
Крона «Дерева» облаками уходит в небо. На фоне безмятежно-небесного пейзажа в «Земле» глаза неожиданно для себя находят как часть пейзажа изуродованную плоть -экологический символ поруганной человеком земли.
Огненно-красная, буквально пылающая пламенем квадрига небесных скакунов стремительным галопом несется над морем в работе «Кони». Этот же образ летящей конницы использовали художники в более раннем полотне «Время перемен», на котором кони тревожно несутся вскачь над землей с разрушенными памятниками и человеческими головами, торчащими из зыбучего песка. Саблины смело расширяют сюжетные границы своих произведений, обращаясь к мифологической и философско- библейской тематике, даже не надеясь на публичную демонстрацию своих полотен.
Тема Апокалипсиса, как конца Времен по вине агрессивно-ненасытного, бездумного, безнравственного и неблагодарного человечества прослеживается в работах «Гамлет XXI века» (даже попал на обложку всесоюзного журнала «Аврора» в 1989 году), «Космодром», «Медный змий», «Туринская плащаница (Урок из космоса)».
Впервые обнаженная женская фигура целомудренно появилась в картине-пейзаже «Селена (Полнолуние)» как причудливая игра облаков в лунном свете. Невинна «Сусанна» в окружении двух волков. В истории библейской героини, которую хотели соблазнить и оклеветать сластолюбивые старцы художники использовали иконографию фресок первых христианских катакомб, где Сусанна символически изображалась в виде овечки с волками. Но братья, изобразив старцев-прелюбодеев в виде матерых волков, обошлись без овечки, позволяя себе любоваться сияющей красотой нагого женского тела.
В «Созвездии» три грации, как обычные земные подружки, заинтересованно обсуждают интересную тему. По стилистике — это «привет» от классической западноевропейской живописи. Затянут водоворотом страстей в «Медном змии» телесный дуэт «порочно-барочных» ненасытных блудниц.
Впервые к образу Христа Саблины обратились в конце 80-х годов. В «Москва-реке» статуя Спасителя поругана и разбита на куски, а в «Космодроме» образ распятого Иисуса парит над темными силуэтами ракет, останавливая их взлет. В «Туринской плащанице» лик Христа на полотне из Космоса отражается в кровавом море на поверхности Земли.
Но в 1997 году появилось в их творчестве оптимистическое празднично-красочное «Благовещение»- радужное обещание надежды на Спасение от пронизанного сияющей аурой Архангела Гавриила под потоком цветов в небесной синеве. И уже в 2000 году зажглась «Вифлеемская звезда» братьев Саблиных в виде фигуры благословляющего Иисуса Христа с Новым Заветом в ореоле света Неопалимой Купины. А «Дорога к Храму» стала пророческой в их судьбе.
Перебравшись в Россию, они стали расписывать храмы. А Иван создал удивительный ансамбль деревянной резьбы. Но это уже другая замечательная история.
Кто там просил Наталью Шабунц? Вот она
Вернулась в лоно своей профессии.
У меня вопрос к Майклу: Вы уже отправили Аркадагу свою валентинку?
зачем вы так, это дело личное, интимное…
Мне валентинки никто не присылал.
никто не пришлёт кроме твоих лживых шестёрок! кровавый ублюдок!
Да ты совсем одинокий?)))))
Сразу видно, что ты мелочный, очень мелкий человек,таким образом выяснить отношение. Взял бы, и написал бы, хорошие слова, в адрес автора этой статьи,уважение было бы гораздо большее,и те кто ставик лайк поддерживая не далекие люди,тоже такие же не чем не лучшее
Сапар многих талантливых людей вынудил уехать. Известный российский актёр Евгений Ткачук родом из Ашхабада. Его родители играли в пушкинском театре. А когда Сапар его закрыл и снёс, так же были вынуждены уехать.
Их никто не вынуждал уезжать. Они уехали сами.
Да много кто уехал.
Тот же Денис Проценко.
Все это «ненужные» Великому ТМ «людишки».
ВЕЛИКОМУ ТМ-как красиво, точно и грамотно написано!!!
Великая Куча которая перегниет и из нее вырастут новые, красивые и сильные СОРНЯКИ!!!
1) Первая картина справа (там где художники на выставке) с красивыми голыми женщинами сейчас в Туркмении официально не прокатит, но неофициально… тут горячая Азия…
2) Вместо всех этих картин с ПГМ и шизофреническими миражами от жёстского приёма мухомморов — будут только 100 картин Харамдага: он на коне, с конём, на вертолёте, на велсипеде, гриф от штанги, рэпёр, с собакой, в жопу по собачьи, и утверждёнными КНБ костюмами/галстуками/крашеной сединой и бровями
согласен,жаль…
Ахах, снова повеселили 🙂
Очень интересные темы про дерево и пустыню, хотел бы купить 1-2 картины. Есть иногда ностальгия по туркмении
Свяжитесь с Иваном Саблиным в соцсетях, в Ок, например. Он в Москве.
Я с ними лично пересекались в 80-х. Хорошие парни были.
Почему — были? Иван жив, слава богу, до сих пор. Владик умер 3 месяца назад…
Потому, что сейчас они мужчины, а тогда они были парнями. Жалко, что брат умер. Искренне соболезную. 🙁 Всегда очень горько, когда хорошие люди умирают, а он был хороший. Очень.
А я немного не пойму, их выгнали из страны или они сами уехали?
Сами уехали. Самый первый уехал старший брат Дмитрий Саблин, основатель группы «Фирюза», еще в середине 80 — х. Потом уехал Владислав, в начале 2000 -х, после смерти матери, уехал Иван.
Конечно «сами».
Разве кого-то выгнали? Так просто, лишили работы, закрыли все жизненные возможности. Но в целом «сами».
Что значит — лишили работы? В СССР для художников существовали госзаказы. После распада СССР госзаказы прекратились. На сегодняшний день все художники, кроме скульптора Сарагта Бабаева, выживают сами. Кто не захотел выживать тут, уехал.
После распада СССР госзаказы прекратились
*********
1 Не для всех. Но по «странной» случайности, заказы доставались представителям только «правильной» нации.
2. Такая «мелочь» как возможность делать персональные выставки, также не распространялась на «неправильные» национальности.
«случайно»
Потрясающие работы! Очень и очень талантливые ребята! Спасибо им огромное за такое сильное и впечатляющее творчество!
С Наталыей не бил знакум, а вот Ачылывуй Солтан встречалысь,но оны обе безстращние,велыкые женщыны Туркманыстан, обы заслуживайют велычайщее уваженыя и подраженыя длья сердечнугу прымера длья висех нас.Натылыя и Солтан в ЕС в ОБСЕ ми висе помным о вас и восхыщаемися вашым беспрымерним мужествум и стойкосты
да пиши ты нормально ! это невозможно читать..надоел!
Так не читайте. Вас никто не заставляет.
Самые великие женщины Туркменистана — те кто, проводил своих сыновей на фронт, большая половина из которых не вернулась, те, кто отдавали последнее, для фронта и для победы над фашизмом.
Не занимайтесь словоблудием.
Вообще-то тут о братьях Саблиных тема
ХТ, нужно также рассказать о творчестве Владимира Артыкова, выдающегося туркменского художника, который не так давно ушел из этой жизни, увы. Его творчество чрезвычайно интересно.
Семья Саблиных — замечательная и дружная семья. Мама , Валентина Васильевна, воспитывала их одна, работала медицинской сестрой, женщина была добрая и отзывчивая. И детей вырастила такими же. Мальчики были одаренными , выросли замечательными художниками и музыкантами.Очень жаль, что двое старших братьев Ивана рано ушли из жизни. … Память о них останется в их работах.. музыке и живописи..
Дима тоже умер? Как жаль….. 🙁
М-дааа… От той Туркмении, которую я любила и знала, не осталось уже ничего… 🙁