Дж. Карагезова

К осени, когда солнце становится милостливей, в прежние добрые времена в Ашхабаде проходило много научных форумов, которые привлекали местных жителей, даже не специалистов. А потом пресса долго знакомила с гостями и их темами.

На состоявшийся недавно в Ашхабаде круглый стол по теме «Шелковый путь» были приглашены очень солидные российские ученые, археологи, а читатели узнали лишь их комплименты Президенту, несомненно добавленные местными журналистами. Ведь в тесном кругу коллег они были поражены «тюремным» гостеприимством шикарного отеля на холме далеко от города, в котором даже позвонить могли лишь с ресепшена под ухом внимательного сотрудника, а гулять только по безлюдным улицам. В итоге можно сказать лишь одно: пригласили специалистов по истории Парфии, что хорошо по нынешним временам, ведь этого лишены теперь многие ученые, научная деятельность которых тесно связана с достопримечательностями туркменской земли. А тема Парфии настолько велика и имеет столько загадок, что ее можно назвать вечной темой. Но хотелось бы немного прокомментировать.

Могучие башни парфянской крепости Новая Ниса мне всегда казались похожими на львов у парадных, сторожащих вход во дворцы; но прошедшей весьма дождливой весной, глина, к сожалению, сильно оплыла, в древних сооружениях особенно четко проявилась их львиная суть. Помню, задержались тогда, пробуя белый и черный тут, растущий у подножья «львов», и услышали реплики туристов, восхищенных «туркменской» историей парфянской крепости. Стало понятно, что рассказывали их гиды. Историю Парфии такие рассказчики давно заселили героями-пальванами типа Аршака, называя их почти прародителями туркмен. Но за что им такой лучезарный облик? Восхищает, что в кратчайшие, по меркам истории, сроки маленькая Парфия превратилась в одну из четырех сверхдержав Древнего мира. Восхищает, что кочевники парны, которые заслужили у античных авторов репутацию воинственного, варварского и разбойничьего народа, пользуясь незащищенностью северных границ державы Селевкидов, совершали набеги для добычи. Появление здесь кочевников со стадами угрожало превращением полей, садов и виноградников в одно большое пастбище. Закономерно, что и Парфиена, и Гиркания оказали захватчикам ожесточенное сопротивление…

Вот здесь бы в продолжение нужны честные рассказы о внутренней истории Парфии, но только как истории Ирана; однако одни ученые предпочитают молчать, другие славословят, а журналисты и гиды привлекают внимание славной историей предков туркмен, которые «были могущественными соперниками Рима». Это мировая тема, и теги у нее могут быть самые неожиданные: парны и парни, парубки, Парфия, парфюм и парфюмерия и даже Парфенон…

Конечно, не только парны, но вся история земли кроилась захватчиками. Однако наступило иное время, иная эпоха человечества, которая делает ставку на мирное существование народов. Туркмения сейчас переживает трудное время по вине такого же парна. Он захватил «трон», понятно, совсем не в честном поединке. Не ученые с мировым именами, а он, стоматолог, пишет об истории Шелкового пути. Хотя есть полиграфическая база, чтобы издавать труды настоящих ученых — востоковедов, археологов, хотя бы уважаемых участников того «круглого стола», причем, на разных языках, которые могли стать настоящими бестселлерами для любителей восточной истории — подвалы издательства полны книгами этого «писателя». История парнов, желающих подмять под себя культуру цивилизованной страны, к сожалению, продолжается… Но, как показывает история, ненадолго.

55 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо автору, интересные темы — Парфия, Аламан…
    Но текст сумбурный, предложения невнятные, логически незаконченные…Что значит «…но только как истории Ирана»?
    «…Парфиена, и Гиркания оказали захватчикам ожесточенное сопротивление…»? «…восхищенных «туркменской» историей парфянской крепости.»?
    Вероятно автор имел в виду старую Нису(где находится «дворец» и где нашли ритоны)-царская цитадель, которая расположенна восточнее Багира.Хотя новая Ниса(расположена на западе Багира)-тоже парфянская крепость, которая функционировала и в средние века, за что получила название «новая».

  2. Ну и бред. Причем бред не только в историческом аспекте. Я лично была на этом круглом столе, общалась с ведущими российскими археологами и востоковедами, брала интервью у знаменитого специалиста по Парфии археолога Пилипко. У них была очень напряженная программа, прозвучали интересные доклады о новых археологических открытиях. Полным-полно издается научных трудов и сообщений по истории и археологии Парфии, причем в России, не только в Туркменистане! В Туркменистане ведут раскопки международные археологические экспедиции, в том числе итальянская — недавно они помогали организовать археологический раздел на очень интересной итальянско-китайской выставке в Музее ИЗО. Не стала бы писать этот комментарий, но невежество и ернический тон автора статьи просто поражают.

    • И тут уже она! На одноклассниках все группы запакостила темами, да постами с ТДХ и с филиала ТДХ под названием Инфоабад, теперь сюда добралась.
      Насчет тона статьи — он нормальный. То что все мероприятия под контролем стукачей проводятся, вы наверно отрицать не будете?

      • Да и отрицать не будет, что история новой властью переписана. Всю новую историю в группах ОК мадам загадила новой переписанной Уркадагом и преспешниками историей.

  3. Какое отношение туркмены — потомки выходцев с Алтая имеют к внутрииранским разборкам в виде борьбы разных иранских го-сударств?
    Тут таджики и те уместнее

    • А какое отношение Парфия имеет к Персии, разве,что завоевало территорию Персии.В соот. в этой логикой давайте отнесем парфян к Сирии, Ираку, семитам,арабам-там парфяне тоже позже были.Да и Селевкиды имеют косвенное отношение к Персии-греческая династия, которая недолго правила в Персии.Так и Македонского можно отнести к Персии.

      • какое отношение Парфия имеет к Персии
        ********
        это 2 персидских государства, населенных одним народом. Если кто не знал.

        Соответственно «Туркменская Парфия» — это абракадабра.

        • *** *** ***.
          «Парфяне» — смешение древних туранских-пратюркских племен с североиранскими, участвовало в этногенезе чуть позже подошедших настоящих тюрок.
          Парфяне и парсы разные народы враждебно настроенные друг к другу, слабородственные языки — парфянский суть пиджин пратюрк-древнеиран

    • С Алтая? У вас температура? Туркмены выходцы с Алтая? А… Ну да… Туркмены колесо изобрели и вырыли Каспийское море. )))

      • С Алтая? У вас температура? Туркмены выходцы с Алтая?
        ********
        Уважаемый Акын,
        если вы прочтете, хоть что-нибудь, то узнаете, что:
        а) корректное прочтение сообщения «туркмены – потомки выходцев с Алтая», даст вам знание, что потомки и предки — это не одно и тоже
        б) связь: туркмены — огузы- тюркюты (древние тюрки), связь признаваемая исторической наукой.
        в)Тюркюты — выходцы с Южного Алтая.

        П.С. Алтайлар — титульное население Республики Алтай в составе нынешней РФ, тюркоязычный народ.

        П.П.С. Увы, но уровень образованности падает с 1985 г., последовательно.
        ((((

  4. Разные народы проживали на просторах нынешней Туркмении. Ясно по сохранившимся изображениям внешности парфян, что там ни грамма туркменского нет.

    • В этногенезе туркмен, конечно-же, есть парфянский элемент.Пусть в незначительной доле, но есть, как и персидский(иранский).Это касается тех, кто проживал вдоль предгорий Копет-дага, собственно в «сердце» Парфии.

      • Куда делись парфяне, куда исчез целый народ??? Этот народ был ограблен и побежден в результате они бежали из Туркмении в Индию. В Индии и до наших дней есть сохранившиеся поселения, людей так не похожих на коренных индусов. Они как и их предки парфяне сохраняют традиции своего народа, традиционные одежды , элементы быта,… И главное религию зорастризм, которой поклонялись парфяне.

        • ***, парсийцы чуть более чем никакого отношения к парфянам не имеют. Парсийцы — каноничные авестийцы сасанидского канона, огнепоклонники начали бежать в Индию из-за арабов с VII века. Парсийский зороастризм отсюда

      • какое отношение Парфия имеет к Персии
        *****
        верно. пришлые тюркские народы ассимилировали какую-то часть коренного населения.

        • Почему-то в Индии не расстворились а сохранились, а в Туркмении взяли и «ассиммИлировались » до полного нуля.

          • Почему-то в Индии не расстворились а сохранились, а в Туркмении взяли и “ассиммИлировались ” до полного нуля.
            *********
            и почему?

  5. Туркмены по внешности, по генетической любви к коням, по кочевому образу жизни, по первым упоминаниям в истории…. больше походят на осевшие племена после монголо-татарского нашествия на среднюю Азию и Персию и Кавказ.(4-7 века) А в 11 веке до Древней Руси монголо-татары добрались. Создали огромную империю простирающуюся от края до края со столицей в Сарае.
    государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке», «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой»). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак.
    В то же время если столичный город называется Баш кала (главный город), то передвижную ставку называют Алтын урда (Золотой центр, шатер).

    • Ниче не понял-причем здесь субъективные факторы:Любовь, внешность и т.п…???Монголы это 13 век-я совсем тупой?или я что-то интересное пропустил?А тюркский каганат, а сельджуки, а огузы…Мила,Мила, МИЛА???

      • Тюрский каганат- это и есть первое нашествие татаро-монгол, на среднюю Азию. Позднее произошло нашествие монголов-татар на Русь в ее древнем виде,(это владимирское княжество, киевское, районы по Волге-реке) упоминается в летописи начиная с 1260 годов. А завоевывать и набеги совершать за данью начали веком ранее. В Средней Азии их нашествие происходило еще раньше(с 4 века до 7 ). Далее был период религиозных войн, начавшаяся после смерти пророка Муххамеда. Под предлогом обращения всех в новую религию ИСЛАМ ведется завоевание территорий, начиная с Аравийского полуострова, постепенно расширяясь до самой Туркмении. И в результате образовался «арабский халифат», еще называемый «Израильским царством»,

        • образовался “арабский халифат”, еще называемый “Израильским царством”,

          !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
          Это что-то с чем-то.

      • Я уже писала, что парфяне разговаривали на языке санкскрите, известный более по сохранившимся его формам в ведах, в ригведе и т.д.
        Но Зорастризм, который зародился у парфян или как пишут историки в восточных областях Персии, бактрии(север Афганистана), Хорезма. может пролить свет на язык, на котором общались парфяне. Хотя у этого народа не было своей писменности, поэтому главный священный текст этой религии АВЕСТА передавали из поколения в поколение в устной форме. И вероятней всего претерпевали изменения с веками, но дошедший до нас тексты уже записаны различными вариантами арамейского алфавита(арамейский -язык евреев). Язык Авесты выделили в отдельный авестийский язык.
        «Авестийский – язык с богатой системой словоизменения, относящейся к диалекту Гат, который близок к языку Ригведы. Ученые датируют Гат приблизительно 7 в. до н.э., а более позднюю часть Авесты – 5 в. до н.э. На авестийском языке говорили в восточной части территории современного Ирана, вероятно в районе Мервского оазиса.»

        • Язык Авесты выделили в отдельный авестийский язык.

          Авести́йский язы́к — один из древнейших представленных письменными памятниками иранских языков. Язык письменного памятника «Авеста» (от ср.-перс. avastak ‘уложение’), представляющего собой свод религиозных текстов зороастризма. Уже в конце IV — начале VI веков авестийский язык был мёртвым и использовался только как язык богослужения; он используется и современными зороастрийцами — парсами в Индии и гебрами в Иране.

          аффтор жги ишшо.

    • Добавлю, так для общего развития, столица империи монголов город Каракорум, а правил Великий Хан(Каан) последний был Мункэ Хан.А Сарай и прочее-это столица Золотой орды.Дальше даже не хочу продолжать… Мила, Мила МИЛА???

      • «столица империи монголов город Каракорум, а правил Великий Хан(Каан)»
        ======
        Все десять веков правил???

      • Термин Золотая орда появился намного позже в работах русских историков. Сами татара-монголы свою страну никак не назвали, а лишь именовали земли по имени правителя. См выше

      • Если все еще сомниваешься, что Туркмения входила в татаро-монгольское государство, то набери в поисковике запрос «Тамерлан» Просто этот правитель изучен более хорошо… Там тебе подтвердят, что родился Тамерлан в улусе, т.е так обозначали в монгольском государстве области своей империи. Но сейчас это территория Узбекистана. Был он монголом по чертам лица(могилу Тамерлана вскрывали в советское время и изучали различные ученые). Был он не из рода правителей Монголов, поэтому не мог стать ханом. Но он специально женился на девушке из этого рода, и после чего ему было разрешено быть ханом.

  6. Восхищает, что кочевники парны, которые заслужили у античных авторов репутацию воинственного, варварского и разбойничьего народа, пользуясь незащищенностью северных границ державы Селевкидов, совершали набеги для добычи.

    ираноязычные массагеты из Туркменской Парфии делали набеги на Персию. При этом делали это с территории Туркменской Парфии за 300 лет до прихода в эти края тюрков!
    )))))))))))))

    • они и были ПРАтюрками. Саки — так чистые пратюрки наряду с хунну. Европеоидный тип по расе. Парфяне говорили на пиджине туран-иран(иранизированный пратюркский) который дал позже пехлеви

  7. Популярно объясняю для невежд…
    1.Парфия как геогр. название-сатрапия (область)империи Ахеменидов. Была завоевана персами.
    2.Парфянское царство или Парфяне государство созданное парнами (возможно скифского происхождения), никакого отношение к Персии не имеет, кроме того, что захватила тер. Персии и столица какое-то время находилась на тер.Персии.
    В статье как-раз идет речь именно о Парфянском царстве.
    3. Государство Селевкидов — эллинистическая монархия, образовавшаяся при распаде империи Александра Македонского.
    Охватывала огромные тер-ии, в т.ч. и Персию.
    Перестаньте писать глупость или хотя-бы не показывайте её.
    К истории Персии-Ирана эти гос-ва имеют отношение, как и к истории Туркменистана, но это не персидские гос-ва, как и не туркменское, хотя истоки, зарождение и столица Парфянского царства происходило и находится на тер. совр.Туркменистана, а не Ирана.

    • *** похоже не знают, что население Парфии состояло из парнов — ираноязычного народа. Иными словами Персия и Парфия — 2 государства созданные одним народом. При этом эти гос-ва периодически сливались и разъединялись.

      Все это было до вторжения тюрков (через 300 лет падения Парфии как гос-ва), когда коренное ираноязычное население нынешнего ТМ подверглось частичному геноциду, частичной ассимиляции.

      Но в рухнаме в отличии от Страбона и его «Географии» написаны более приятные вещи?

      • Парфяне разговаривали на санскрите, а не на персидском. Это два абсолютно разных языка. Парфяне были беловолосы, голубоглазы…. Притом, надо понимать что подразумевается под персидским языком?… До арабского завоевания(8-10 века) на территории Персии был распространён среднеперсидский язык, также известный как Пехлеви, имевший собственную письменность. Дальнейшую судьбу региона определила арабская завоевательная кампания период с VIII по X вв. н.э., когда не было создано ни одно новое литературное произведение на среднеперсидском языке, а официальным языком в течение этого времени был арабский язык.

        • Парфяне разговаривали на санскрите, а не на персидском.
          ********
          Страбон полагал иначе. Именно на иранском. У вас откуда иные вести?

        • Уважаемая Мила…… Вы бы проверили свои знания о возникновении Зороастризма в Парфии. почитайте Пили-ка. Я зык аресты, действительно, родственен санскриту… но при чем здесь партия, уважаемая…..

          • В Нисе что по-твоему простую кибитку откопали???)))
            Это храм зорастрийцев.

          • Почитайте внимательно на чем историки основывают свои заключения, что парфяне говорили на одном языке с Персами. Нашли в Китае какую-то секту… манихейских отшельников, забредших в Китай и изучали письмена ими оставленные. С какой радости манехейство, —
            » религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). »
            — прилепили в парфянам вообще не понятно.

          • Почитайте внимательно на чем историки основывают свои заключения, что парфяне говорили на одном языке с Персами.
            ***********
            Страбон в своей «Географии» прямо называет парнов персидским племенем.

            а откуда инфа о санскрите, пока загадка.

  8. Парфия-древнеперс.Партхава,парф.Партхав,среднеперс.Пахлав,в сохранившемся источнике Юстина о Филиппийских историях Помпея Трогуса сказано:Парфяне, в руках которых сейчас находится империя востока, разделив мир как бы с римлянами, изначально были изгнаны из Скифии. Это видно из их самого имени, потому что в скифском языке ссыльные называются Парти,самое раннее упоминание Парфии в ассирийских источниках 7вв до н.э., как о стране Партакка или Паркука,в 600 гг до н.э как провинция в составе Мидийской империи,затем Кир Великий покорил Мидию и Парфия стала провинцией Ахеменидского гос-ва,в составе этой империи Парфия находилась с 550гг до н.э., до 330 гг до н.э.,когда армия Дария III проиграла битву армии Александра Македонского,ахеменидской правитель провинции Парфия Фратаферн сдал её македонскому военачальнику,После смерти Александра 323 гг до н.э.,при разделе вавилонской империи Парфия стала провинцией Гос-ва Селевкидов,в 247 гг до н.э.,центральная власть ослабла и правитель Андрагорас взял власть в свои руки,в 238 гг до н.э.,братья Арсас и Тиридат военачальники племени Парна(ираноязычного)вторгаются в Парфию и захватывают её но ещё какое то время вынуждены были подчиняться Селевкидам и принять вассальство,и только при Аршасе II Парфия стала независимой.Основными городами стали Кучан,Семнан,Горган,Мерв,Забил,Йезд,город Ниса служил в качестве места погребения парфянской знати,Парфия состояла из сильных самостоятельных аристократический родов которые выступали против правителя, что и привело со временем к падению Парфии,а также участившиеся набеги племён Саков,Ю-Эчи,Массагетов,а затем войны с Римом и вражда межу родами привела к тому что многие кланы стали объявлять независимость либо переходить на службу к Сасанидам,к 224 гг до н.э.,империя пала и её территория вошла в состав созданой провинции сасанов Хорасан и парфия перестала быть политической единицей.Парфия по своей сути состояла из городов государств которые номинально подчинялись центральной власти и управлялись семью аристократическими домами Дом Сурена(Сакастан),Дом Карена(Нахаванд),остальные пять не подтверждены документально Дом Исфахбудхана(Гурган)Дом Вареза(Хорасан)Дом Семнана(Михран)Дом Зика(Адурбадаган)Дом Спандиахад(Рэй),Сасанидская знать утверждала что они являются потомками этих домов и в дальнейшим персидские шахи подчеркивали это приписывая к своему титулу название Пехлеви то есть от Парфян
    гос-во в основном было аграрным,на верху был царь и родственники,потом благородные рода,священослужители,торговцы,простолюдины а так же рабы и зависимые крестьяне,разговаривали на парфянском северо западном иранском языке ближе средне персидскому практически полностью утерян.

    • в 238 гг до н.э.,братья Арсас и Тиридат военачальники племени Парна(ираноязычного)вторгаются в Парфию и захватывают её …
      к 224 гг до н.э.,империя пала и её территория вошла в состав созданой провинции сасанов Хорасан …
      ———————————————————————————
      Парфянская империя просуществовала 500 лет!!!
      а по вашей «истории» всего 14 лет!!???)))))

        • Арсас, тоже не правильно, в оригинале — Арсак !!
          в Марыйском велаяте до сих пор живут его соплеменники — сак-ар и местность называется Сакар-чага (земля сак-ар)!!

          • в Марыйском велаяте до сих пор живут его соплеменники – сак-ар

            ну если слоги попереставлять еще, то можно и корсара получить.

            Аффтар жги ишшо!!!!

          • перестановкой слогов по коду рухнама, из израильского цар-ва получается ТМ?!!!
            )))))))))

            аффтар жги ишшо

  9. Мерв(Мары)-первые поселения в III тыс.до н.э.,В зенд Авесте Мерв упоминается под названием Моуру,бог Ахура Мазда создал её как одно из 16 совершенных земель.
    550-330 гг. до н.э.,как населеный пункт в Ахеменидской империи под названием Маргу.
    330-320 гг. До н.э.,предположительно в Мерве был Александр Македонский
    323-256гг.до н.э,-В составе провинции Маргиана Селевкидского гос-ва,Мерв был расширен за счёт крепости Гаур Гала
    256-125 гг.до н.э.,-Греко Бактрийское царство
    125-63 гг.до нэ.,-Гос-во Селевкидов
    63 гг.до н.э.,-Парфия,Бактрия
    В этот время Мерв один из центров буддийского учения с храмами вплоть до исламизации
    220 гг.н.э.,-490гг.н.э.,-Гос-во Селевкидов-Был центром столичной провинции,и религиозным центром буддизма,христианства,манихейства
    490гг.н.э.,-565гг.н.э-Гос-во Эфталитов(Хуна)
    565-651гг.до н.э.,-Гос-во Селевкидов
    В 651 гг.н.э.,недолеко от города был убит последний царь Селевкидов Йаздагерд III в сражении с арабами,войска Халифа Умара вошли в город и Мерв стал столицей провинции Хорасан в 671 гг.,
    В 741 гг.,-Абу Муслим объявил в Мерве новую династию Аббасидов и город стал центром сопротивления Омейядам,после утверждения Аббасидов в Багдаде,Мерв был одной из главных столичных центров халифата провинции Хорасан,основное население были арабы и персы,одна из самых влиятельных семей халифата Бармакиды жили в Мерве.
    813-818гг.,халиф Аль Мамун(Харун ар Рашид)жил в Мерве и столица халифата была в это время там.В городе жили и работали учёные изучавшие исламское право,хадисы,литература,поэзия,Якут,
    Марвази,Ибн Ханбал,в городе находилась большая христианская община с епископом Мервским.
    821-873 гг.,-Гос-во Тахиридов,с 873 гг.,династия Саффаридов,потом Саманидов и затем Газневиды,1037 гг.,-Сельджукский правитель из племени Кынык Тогрулбек захватил город,его брат Чогры остался в городе,Мерв стал одним из главных городов Сельджуков,здесь были похоронены сельджуки султаны Али Арслан и Санжар,город при сельджуках достиг своего расцвета,арабы называли его матерью мира,столицей Хорасана,столицей ислама востока,Султан Санджар в битве с кара хитаями и хорезмийцами потерпел поражение,в 1153 гг.,-после нашествия тюркских кочевников огузов проживавших за рекой Аму Дарья в районе Арала,Мангышлака и разграбили город,власть сельджуков закончилась и перешла в руки попеременно
    Хорезм,Хива,огузские тюрки,Гуриды(из центрального Афганистана)
    В 1221 гг.,-Выживший историк Ювайни писал В город вошли монголы под командованием Толуя сыном Чингизхана и по его приказу живыми оставили 400 ремесленников всех остальных казнили город был полностью обезлюден,по некоторым версиях в Мерве и окрестностях было уничтожено до миллиона жителей,каждый монгольский воин должен был казнить до трёхсот четырёхсот жителей персов.После этого процветание города было закончено и он попал под власть Ильханов,Затем Чагатайское ханство,под власть Картидов с резиденцией христианского архиепископства восточной церкви.
    1380 гг.,-Гос-во Тимура
    1505 гг.,-узбекские племена захватили Мерв,племена(Мангит , Цият , Кипчак , Хитай , Цангли, Кенег, Дурман, Таргут, Шоран, Ширин, Тама, Бахрин, Гирай, Агрикур, Ангит, Баркут, Тубин, Там, Рамдан, Матин, Буса, Яджкар, Килвай, Доджар, Яурат, Курлаут, Мехди, Киладжи, Сахтиян, Кирк, Мин , Юз, Сарой, Локай, Кушчи, Кераит, Чакмак, Утарри, Турком, Арлат, Кайт, Циргиз , Калан, Ормак, Чуби, Лечи, Кари, Могул, Хафиз, Калн, Белад Бустан, Кути Катаган, Барлас , Ябу, Джалаир , Мисит, Найман , Самрджик, Карлук , Аргун , Оклан, Кальмак , Фуладхи, Джалят Ульджин или Ольчин, Чимбай, Тилаби , Махар или Маджар , Оджинбай, Бадай, Килчи, Иладжи, Джеберген, Ботай, Тиман, Янкуз, Татар , Уйгур, Баглан или Баган, Тангут, Шагирд, Пеша, Тушлуб, Онк, Бият, Озжоладжи, Йосоладжи, Тувадик, Гарибанд Джит)
    1510 гг.,-Шах Исмаил из Сефевидов освободил город от узбеков,персидский дворянин восстановил плотину Султанбенд на реке Мургаб и поселение выросшее в этом районе стали называть Байрамали,в руках узбеков город оказывался в 1524-1528 и 1588-1598 гг.,затем снова в руках Сефевидов.
    1785 гг.,-город захватил узбек эмир Бухары Шамурад
    1788-1789 гг.,-узбекский эмир из династии монгольского происхождения мангит Шах Мурад Бег разрушил город,сломал плотины и от города остались руины,местное население около 100 000 чел.,в несколько этапов были переселены в Бухарский оазис и Самарканд в долину Зарафшан несмотря на сопротивление местного населения в подавляющем большинстве состоящем из иранского тюркизированного племени шиитского народа Каджар Иззеддинлу и их потомки до сих пор встречаются в Бухарской области.
    1823 гг.,-территория разрушенного города переходит во власть Хивы,текинцы,персы ушли на север и сохранили свою независимость от Хивы.
    1884 гг.,-Мерв был захвачен офицером русской армии мусульманином с Кавказа Алихановым,с помощью взяток и подкупа была создана пророссийская прослойка населения и был захвачен Тедженский оазис,Алиханов с с пророссийски настроенными жителями вошёл в город и предложил старейшинам признать российское подданство при сохранении автономии,так как Персия и Британия не могла помочь старейшины согласились на предложения Алиханова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here