Парфянские стрелы истории — 3

Важное

Окликаясь на комментарии к моим статьям, хочу еще раз подчеркнуть, что я не историк, а только человек, которого удивляет глубинная история туркменской земли. И при этом, заметьте, я не настаиваю ни на одной версии любого озвученного мной исторического сюжета, а чаще всего я только передаю идею цитируемого автора, а иногда, бывает и так, открыто иронизирую, надеясь на поддержку читателей с широким умозрением. Что касается нынешнего сюжета, то я просто предлагаю всем подумать и помочь не мне, а исторической науке родной страны. По-моему, это куда полезней, чем делать поверхностные выводы, даже не вникая в смысл написанного.

Так вот, продолжая разговор о специфических маневрах парфянских стрелков и таких же неожиданных выпадах их истории, я вспомнила, как раньше уверяла всех, что в ту давнюю эпоху эти славные воины известны были не только своими неожиданными выстрелами, но и еще своими гранатами. Я не о тех гранатах, что по осени с треском взрываются в горах Сюнт-Хасардага, истекая багряным ароматным соком, а о метательном оружии. На экскурсии под Санкт-Петербургом, когда рассказывали о Павловском гренадерском полке, а я так упорно уверяла, название полка связано с моими родными местами, как и происхождение самих метательных гранат, что даже недоверчивость экскурсовода сразу смогла пресечь.

А между тем я была не права, мимо пропускала очень известные факты из книги «Становление и развитие парфянской культуры на территории Южного Туркменистана» доктора Виктора Пилипко том, что в разных местах под Ашхабадом, в том числе на Мансур-депе и Старой Нисе, находили гипсовые поделки в виде шаров, эллипсоидов и конусов, содержащих внутри полости следы органической начинки. На внешней стороне некоторых поделок были оттиски печатей и монет. Этот известный археолог, посвятивший научную жизнь изучению Парфии, был уверен, что «Поделки, вероятно, связаны с отправлением какого-то обряда». Эти каменные шары нашел там же и писатель, тоже влюбленный в Парфию, Владимир Щербаков: «Сделаны они из гипса. Им две тысячи лет. Находили их и до меня. Внутри шаров сохранились остатки растений».

Какие там игрушки, думала я и продолжала крепко держаться за свою военную версию. Но тут, буквально на днях, промелькнула в новостях информация, что Управлению древностей Израиля досталась коллекция артефактов, в которой, судя по опубликованной там же фотографии, были точно такие, как на Мансур-депе, глиняные конусообразные и круглые глиняные предметы. Тамошние исследователи сразу же, не мешкая, назвали их, как и я парфянские, древними ручными гранатами. Кажется, должна бы радоваться – моя версия подтвердилась, но меня обескуражил дальнейший текст сообщения о том, что эти артефакты есть изобретение Византийской империи и возникли они не раньше восьмого века (!?).

Пусть наслаждаются сами своей надуманной сенсацией, решила я и тут же вспомнила, как много лет назад я пила крепкий кофе в Москве в гостях у писателя Владимира Щербакова и тоже убеждала, что глиняные предметы из Мансур-депе это древние гранаты, хотя и тогда не понимала, зачем эти штуки надо было так украшать культовыми знаками и прочими узорами, если все равно расколются при взрыве на мелкие кусочки.

Мой собеседник тогда уже получил звание академика за открытие на туркменской земле стоянки древних германцев – тех самых асов из скандинавских эддических сказаний. Оттуда асы в 1 веке до н. э. возвращались в Европу через… парфянские земли. Древние азы (асы), давшие миру геонимы «Азия» и «Азовское море», очевидно, разошлись по воле судьбы и растворились в тюркоязычном мире. Из «Эдды»: «Асы взяли себе в той земле жен. А некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов». Они, переселенцы, были воинственны, однако мой собеседник никак не мог согласиться с моей версией о военном использовании полых маленьких сосудов. У него была своя версия.

Вёльва из скандинавских сказаний – прорицательница, она вместе с вождем Одином и всеми воинами возвращалась упомянутым путем на родину и тоже, по Щербакову, жила на их стоянке асов в одном из городищ Нисы. Более двух тысяч лет назад прорицала о будущем: о начале и конце мира. Когда наступят «сумерки богов» — во время небывалой войны, Вельва уверяла, что будет так: «солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды… жар нестерпимый до неба доходит». Но она же знала и о будущем после «сумерек богов»: оно «светло и безоблачно: «…Вздымается снова из моря земля, зеленея, как прежде; падают воды, орёл пролетает над морем, рыбу он хочет поймать». Земля возвращается к жизни. Сумерки, гибель асов — уже все забыто. А прорицательница уточняет: «Встречаются асы на Идавелль-поле».

Щербаков уверял, что огромная площадка Мансур-депе это то самое Идавелль-поле, оно и есть то историческое место в судьбе человечества близ парфянской Нисы, и там находят те самые полые глиняные шары и конусы. Известный исследователь исторических памятников Центральной Азии Галина Пугаченкова тоже считала Мансур-депе культовым святилищем, хотя не делала уточняющих объяснений.

Мансур-депе это «пояс мира», так писал Владимир Иванович Щербаков в своей нашумевшей книге «Город богов», тоже «прорицая» прекрасное будущее нашей земле, где после всех невзгод встретятся люди и будут мирно жить и, как поведал древний эпос «Эдда», именно там «заколосятся хлеба без посева, зло станет благом», и еще: там «снова должны найтись на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игры служили когда-то».

В эдической картине возрождения важную роль играет Идавелль-поле. Но все попытки понять и перевести это название ни к чему практически не привели исследователей до Щербакова, а он нашел такое объяснение: «Идавелль-поле переводят как «вечнозелёное поле», «сияющее поле», «поле неустанной трудовой деятельности» («ида» — занятие, деятельность, работа). Что же на самом деле означает это непонятное название? Прежде всего в нем, бесспорно, два слова, два корня. Второй корень «ида» переведён верно. Мне предстояло дать перевод корня «велль». Задача была бы простой, если бы речь шла о современном исландском слове. Но безуспешные попытки многих предшественников были для меня лучшим свидетельством, что корень этот не современный. Я предположил, что он должен хранить косвенную информацию о переселении скандинавов на север из южных или, точнее, юго-восточных стран. Но самые древние корни — общие для многих языков. Так удалось прийти к однокоренным словам, оставшимся как в древнеиндийском, так и в славянских и балтийских языках. Исландское «вала» и русское слово «валун» означают то же самое: округлый камень. Латышское «вельт» и древнеиндийское «валати» родственны русскому глаголу «валять», «поворачивать», а также «катать». Мяч в английском и немецком звучит почти так же, с учётом частого перехода звука «б» в «в» (как в именах Василий — Базиль). Я был уверен, что «велль» содержит корень с тем же смыслом и звучанием. Занятие шаром. Занятие катанием. Вот смысл имени «Идавелль». Поле для игры с шаром — вот что такое Идавелль-поле».

Писатель нашел объяснение глиняным находкам: «Но это шары для игры асов! Растения (сухие, естественно) облегчают вес такой игрушки, делают её прочнее. Но это не волчок. Игра велась на поле, напоминающем современный стадион (похоже на славянские игрища и игры в честь умерших)».

Вожди валяли эти конусы и шары или, как по Эдде, «тавлеи золотые» по площадке Мансур-депе, похожим на стадион, ограниченный с четырех сторон культовыми строениями. Возможно, вожди играли, исполняя древний обряд. Может, таким способом призывали на помощь богов, чтобы те помогли им найти верный путь возвращения их, древних германцев, на свою прародину, которую предки очень давно покинули, спасаясь от ледников.

С той встречи с Владимиром Ивановичем прошло много лет, однако до сих пор помню его идеи о «тавлеях золотых». Но только сейчас я согласилась с его мнением, мне понадобилось для этого время.

Да, туркменская земля таит в себе много загадок… Какое неисчерпаемое поле деятельности особенно для студентов-историков. Доехали на автобусе до Мансур-депе и включайте свое воображение. Но только, если уже прочитали и скандинавский, и прочие эпосы, и книги, которые позволяют расширять понимание ушедшего мира и существующего ныне.

Ильга Мехти

7 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

7 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Идавелль = Ида-эль = Еда-эль = Ата-иль !
читайте и понимайте историю правильно, а не через искаженные европейские произношения.

какое отношение к этнонимам имеет язык носители которого с Алтая явились в указанный регион в VI в.?

2 Мкр. = 2 по истории!

Рад, что вы самокритично относитесь к своим знаниям. Да и 25 лет «образования» после распада Союза, вас извиняют.
Крепитесь. Читать-писать можете, есть шанс на самообразование.

в древности было очень много магических практик и магии, очень может быть, что и этот предмет имеет какое-то магическое значение?

а поле означает — степь!

Какая связь между парфянами — ираноязычным народом и скандинавами? Если те и жили когда-то на территории где сейчас находится г-во Туркменистан, то связь между ними, примерно такая-же как между современными Ираном и Туркменистаном.Все это было когда-то домом фарсов.

Последние сообщения

Дэвид Кэмерон: сотрудничество с Туркменистаном важно для безопасности и процветания Великобритании

24 апреля президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов принял госсекретаря по иностранным делам, делам Содружества и развития Великобритании Дэвида Кэмерона, сообщает госинформагентство ТДХ. На переговорах перспективными для...

Больше по теме