Альманах. Дети и молодежь Туркменистана 2004-2014 на русском языке

Важное

s-detmi[1]Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) начинает публикацию архивных материалов, полученных и опубликованных за годы деятельности организации. Документы будут публиковаться на тематической основе в хронологическом порядке. Подобная публикация позволяет увидеть, как менялась ситуация в Туркменистане, начиная с 2004 года и до настоящего времени.

ТИПЧ осуществляет мониторинг ситуации в Туркменистане более 10 лет. В течение этого периода были опубликованы тысячи статей, сотни заявлений и обращений, десятки докладов. Материалы ТИПЧ использовались при написании докладов и заявлений такими организациями как «Human rights watch“, „Amnesty International“, Правозащитный Центр «Мемориал». Первый сборник посвящен правам ребенка и неразрывно связанными с ними проблемами в системе образования.

Когда ТИПЧ начинала мониторинг ситуации с правами человека в стране, детский труд широко использовался в производстве хлопка. После серии публикаций и заявлений международных организаций по правам человека, в августе 2004 г. президент страны C. Ниязов объявил, что дети больше не будут вовлекаться в кампании по уборке хлопка. Но даже после этого заявления в течение 2004 года наблюдались еще случаи привлечения детей к уборке урожая. Впоследствии эта практика прекратилась.

В то же самое время в системе образования был взят курс на «сокращение и закрытие». Так в соответствии с решением властей были закрыты почти все сельские библиотеки и большинство детских садов; в школах были сокращены нагрузки учителей. К этому времени период обучения в школе был сокращен с 10-ти до 9-ти лет, а курс обучения в высших учебных заведениях — с 5-ти до 2 -х лет.

Более того, несколько НПО, занимавшихся педагогической и просветительской деятельностью в школах и информированием общественности, вынуждены были полностью свернуть свою деятельность под давлением властей. Просветительская роль этих организаций была велика, так как они предлагали дополнительные занятия для учащихся во внеурочные часы. В этой ситуации Министерство образования со своей стороны не предложило никакой альтернативы. Закрыты были также школьные клубы и кружки по интересам, функционировавшие с советских времен.

Многие дети, стремясь помочь своим родителям, занимались розничной торговлей на местных рынках. ТИПЧ внимательно отслеживала эту ситуцию и систематически публиковала результаты мониторинга в 2005 – 2006 г.г. на своем сайте, а также включала их в доклады о правах ребенка. Эти публикации привели к неожиданной реакции со стороны властей. У ворот рынка были выставлены полицейские, которые не позволяли детям входить на территорию рынка даже в тех случаях, когда дети шли просто за покупками.

В то время и в последующие годы учеников сельских школ привлекали к разведению тутового шелкопряда. Дети должны были доставлять тутовые ветки для кормления шелкопрядов в помещения, где они содержались и выносить мусор из этих помещений. В учебном процессе на этот период делалась пауза.

В 2006 – 2007 гг. в школах прекратили обучение на узбекском и казахском языках. Если ранее в местах компактного проживания узбеков, туркмен и белуджи была возможность получить образование в том числе и на языках национальных меньшинств, то теперь во всех школах было введено обучение на туркменском языке. В некоторых крупных городах сохранилось несколько школ, где еще функционировали один или два класса с обучением на русском языке. Тем не менее не осталось ни одной русской школы, кроме школы имени Пушкина в Ашхабаде.

Соответственно учителя, работавшие в этих школах либо должны были перейти на преподавание на туркменском языке (что не все из них могли сделать), либо уволиться.

Для учащихся и студентов была введена обязательная форма – туркменская национальная одежда.

За этот период книги на русском языке, хранящиеся в библиотеках, были постепенно уничтожены.

Учебные программы в школах и высших учебных заведениях были сведены до изучения книг, написанных президентом Ниязовым, в первую очередь – Рухнамы, что привело к снижению уровня образования.

Критика со стороны международного сообщества, основанная во многом на докладах ТИПЧ, способствовала тому, что именно реформа системы образования стала одним из первых нововведений вновь избранного президента страны Гурбангулы Бердымухамедова.

В 2007 году было введено 10-ти летнее обучение в средних школах, которое вскоре увеличилось до 12 лет. К сожалению, не была проведена содержательная реформа учебной программы, которая приблизила бы ее к образовательным стандартам, принятым в развитых странах.

Интернет в стране стал доступен только с 2007 года. До этого времени в Туркменистане практически не была доступа к нему. К сожалению, высокая оплата, предложенная интернет-провайдорами (государственным провайдером Туркментелеком и Российским МТС), низкая скорость соединения, а также блокировка нежелательных сайтов привели к тому, что Интернет, с одной стороны, недоступен для подавляющего большинства жителей и, с другой стороны, ограничивает возможности студентов, желающих получить образование дистанционным путем.

Вплоть до 2013 года изучение Рухнамы было включено в учебный план образовательных учреждений, а с 2009 – 2010 гг. в программу образования в виде внеклассного чтения были включены и книги президента Бердымухамедова.

Молодежь, получающая образование за рубежом, вызывала беспокойство у представителей власти, и с 2009 года в стране были предприняты меры для сокращения количества выезжающих за пределы страны на учебу. ТИПЧ опубликованы факты запрета выезда студентов в Кыргызстан, Таджикистан и Украину. С 2007 по 2013 г. ежегодное количество участников программы Американского Совета по Международному Образованию (ACCELS ), которые имели возможность жить и учиться в США один академический год, уменьшилось с 65 до 15.

Одна из самых актуальных тем защиты прав детей в последние годы – это привлечение детей к участию в различных массовых праздниках и церемониях, как — то: празднования государственных праздников и т.п). Только для того, чтобы поприветствовать президента или других высокопоставленных должностных лиц, дети часто вынуждены стоять на улице с раннего утра и до поздней ночи при любых погодных условиях. Следует отметить, что были зафиксированы случаи смерти детей от болезней, связанных с долгим пребыванием на холоде; дорожно-транспортных происшествий, а также других несчастных случаев.

Защита прав детей в Туркменистане – одно из приоритетных направлений деятельности ТИПЧ. Публикация данного альманаха также является важной частью привлечения внимания общественности как внутри страны, так и вне ее пределов к ситуации с правами человека в Туркменистане.

Скачать PDF 1,8MB

4 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Как и везде есть + и —

У Пчелок ТМ самые счастливые детки на земле.
Пчелка Жу-жу

Молодцы ребятки из ТИПЧ все верно и правильно это серьезная и актуальная тема на сегодня в этой стране, с этим там в ТМ что то ужасное творится, детей повсеместно избивают везде начиная в школе кончая дома сплошь и рядом нарушаются права ребенка

Майор Кайзерман 🙂 — не надо судить детей по воспоминаниям своего детства.

Последние сообщения

Кабмин: вывод на полную мощность «Марыкарбамид» и новое здание Центра связи

19 апреля президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов провел еженедельное заседание Кабинета министров, сообщает госинформагентство ТДХ. Курирующий экономику и финансы вице-премьер Ходжамырат Гелдимырадов представил предложение банка «Рысгал»...

Больше по теме