Азия глазами азиатки. Заметки с выставки

Важное

vystavПеревал

Вчерашний дождь превратился в снежную пыль и туман — трассы уже не увидеть. Водитель-узбек не передыхал, упорно поднимался и спускался по перевалу, иногда, казалось, почти на ощупь, не обращая внимания на наши «ойки» и даже на скрежет о камни оси его нового автомобиля. Но потом заботливый нас, обессиленных долгой ездой, постарался поместить переночевать в придорожном «хотеле», удивившим помпезной неоновой вывеской и огромной картиной в холле с сюжетом древнейшей игры джигитов «купкара», известной по всему миру как «козлодранье». А на следующий день, завершив сложнейший маршрут из Бухары всего за 100 долларов, которые перед таджикской границей водитель принял от нас с благодарностью, мы двинулись через очередную очень придирчивую таможню в столицу Таджикистана. И сразу в Душанбе-Плаза. Это огромное многоярусное здание цвета древней керамики и такими же древними орнаментами и канелюрами колон, с благородной бронзой интерьера — архитектуры, похоже, навеянной прекрасными дворцами Ирана. Это одно из новых и главных офисных зданий города, где уютно располагаются множество значительных офисов и мэрия, которая в те дни была охвачена заботами по проведению мероприятий в честь 20-летия Независимости страны и 90-летия Душанбе — побратима Санкт-Петербурга. Его представители тоже участвовали в празднике. Они посетили и восьмой международный фестиваль «Диёри хуси — 2014», а точнее, выставку ремесленников Центральной Азии, на которой, несмотря на многочисленные трудности в пути все же успела к торжественному открытию и разместила свои экспонаты наша делегация, впервые попавшая в Душанбе на подобный международный праздник. Мы разложили на стендах изделия туркменских мастериц, украшенные ювелирной вышивкой, которой восторгались, пожалуй, все посетители, вызывая во всех нас чувство гордости за свой народ, за свою страну, за талант наших удивительных мастеров. Но гостей из России, к сожалению, больше заинтересовал соседний стенд, где таджикские ремесленники демонстрировали изящную сталь ножей, оправленных в полированные рога туров. Но мы без обиды, гости, в основном-то, были мужчины, не вышивку же им разглядывать. Я же, как мне было поручено делегацией, рассматривала и скрупулезно изучала работы всех мастеров.

Семь дней невесты

Но сначала была феерия дефиле азиатских мод. Разноцветный самаркандский шелк, летящий с плеч изящных девушек, сменялся аскетизмом мужской одежды киргизов, адаптированной к современности, потом демонстрировали сюртуки с бухарскими узорами, была и верхняя одежда из войлока, доведенного мастерами до пластичности английского сукна, золотые птицы-хумай на халатах, которым позавидовал бы, кажется, и эмир бухарский, и легчайшие трапеции комплектов из традиционного хан-атласа, в которых пожелали бы дефилировать самые известные манекенщицы, но на подиуме Душанбе-Плаза их отлично заменили хрупкие девушки-студентки с миндальными глазами. Показ работ модельеров Центральной Азии, Ирана и Афганистана проходил под гром аплодисментов, хотя свои работы представляли не известные миру кутюрье. А такие, как Шоира Ганиева из шестого поколения мастеров, владеющая редким, но высоко ценимом и сейчас умением узелкового крашения шелка. Сегодня ее поддерживает ремесленный центр Самарканда и четыре дочери-мастерицы, пропагандирующие натуральные красители – кошинель, индиго. Именно за это усердие их самаркандские платки были удостоены знака качества. Или такой мастер, как «золотошвейка» Нодир Расулов. Не удивляйтесь, в Азии этим изящным ремеслом до революции занимались только мужчины. Дед изящного в движениях интеллигентного Нодира работал в мастерской у эмира бухарского. К чести эмира Олимхана, тот покровительствовал ремесленникам и потому они занимали в Бухаре положение очень уважаемых людей . Ныне опять заботу о мастерах принимают правители. Освобождение указом президента Узбекистана ремесленников от налога дало возможность мастеру Нодиру думать о восстановлении старинных приемов вышивания, технологии изготовления самой золотой нити — шелковой «паутинки», облаченной в золотую фольгу. Взаимопроникновение культур проявилось и в содружестве или точнее в покровительстве узбекского мастера выдающим таджикским пропагандистом возрождения ремесленничества в Азии дизайнером Мукарамы Аскаровны Каюмовой, представившей на показе мод несравненный шедевр — голубой халат «Ностальгия по Самарканду». В том городе прошло ее детство, там истоки ее, специалиста из четвертого поколения золотошвейных мастеров.

Миррахим Токтогулов из Бишкека преподает философию в Киргизском национальном университете, а свободное время отдает реанимации корней национальной культуры. Это усилиями ему подобных энтузиастов в их стране был восстановлен и пропагандируется теперь старинный национальный танец киргизов. А философ восстанавливает еще и национальную одежду, его коллекция на шоу подготовлена по мотивам эпоса Манас. Философ-дизайнер, или точнее дизайнер-философ, с увлечением рассказывал мне о своих находках: о непробиваемой броне киргизских воинов из многослойного войлока, о найденных археологами запонках для рукавов, о старинном крое азиатской одежды. Рубаха-прямоугольник и просторные штаны характерные для национальной одежды всей Азии, сохранились в Индии как пенджаби, а в Туркменистане превратились в гармоничный ансамбль одежды туркменских женщин с вышивкой, узоры которой запечатлели истоки нашей истории и ныне представляют кладезь для этноисследователей. Но на этом шоу азиатской моды Туркменистан не был представлен по многим объективным и субъективным причинам.

А этого дизайнера я заметила еще до начала шоу. Она была прекрасна, черные кудри зачесаны под Клеопатру, в ярко желтой шелковой одежде, но сердце мое сжалось — девушка передвигалась на коляске. «Семь дней невесты» под таким девизом шла демонстрация одежды талантливого дизайнера Нагины Икромовой, семь ней выходит к гостям невеста в новом платье, семь девушек выходили на подиум. Ограниченные возможности тела не позволяли идти модельным шагом, но они были очаровательными, они точно и ярко рассказали нам своими одеяниями – настоящей поэзией для глаз, о самом важном событии в их жизни. Многие гости прослезились, но не от жалости, а от восхищения. Бывают и такие слезы. Мудрыми оказали азиаты. На этом шоу все были равными, все в равной степени отдали свои таланты, свою самобытность возрождению культуры старинной одежды, ее реабилитации в современной среде.

Гульшат, Зохре, Лола и Джерен…

Не секрет, что многие тенденции европейской одежды родились в Азии. Первым оценил достоинства азиатских штанов, наверное, Александр Македонский. Он надел их и велел своим соратникам одеваться так же, по-азиатски. Мода родилась в Азии, это еще раз подтвердило душанбинское шоу. Азия и теперь питает европейскую моду, это тоже не секрет. А ее идеи рождают простые ремесленники, которые возрождают древние промыслы. Это кольцо взаимообогащения культур Азии и Европы, разрывает швейная агрессия Китая, жернова которой перемешивают эпохи, стили, символы, узоры. Китай одевает все страны так одинаково, что не отличишь теперь кто житель Африки, а кто таджик. Вспомним и Америку. Тиражируя миллиардами своих пластмассовых худышек Барби и ее дружка Кента, диктует детям всего мира свои каноны красоты. Так коммерция нивелируют мир. Люди забывают свои истоки, забывают главный закон прогрессивного единения людей — единство многообразия, единство индивидуальности. С этой бедой нашей эпохи сможет бороться Гульшат — матерчатая куколка с лицом красавицы-таджички в национальной одежде, уверена Нурсаны Абдурахмонова из Ходжента. Она, воспитатель детского сада, давно заметила, что девочки даже в дальних кишлаках моделируют свое тело по образцу Барби. Они боятся быть пухленькими, мало едят, пренебрегают всем национальным, хотят только американскую одежду, а на самом деле одеваются в китайский ширпортреб.

На этой выставке-ярмарке туркменский стенд тоже представлял парочку забавных куколок в туркменской одежде с магнитиками. На других стендах ярмарки были Зохре, Гульчетаи, Лолы со сросшимися бровями и множеством косичек, в забавных вышитых тюбетейках. Ими восхищались, но только иностранцы покупали такие куклы.

По ярмарке в Душанбе-Плаза я ходила с особым интересом, расширяя свои познания в этнографии многих народов Азиатского континента. У иранского миниатюриста Амира Хезрове узнала, что благородность туши для его приветствий, написанных почерком «носталик», придает растолченный жемчуг. А у другого иранца Али Ширкула из Казвина любовалась роскошной посудой из полированного ореха. У стенда афганских ремесленников мерила шубу из степной лисы. У Аспормо Мавлоподоровой из Хорога — зеленую памирскую шапочку «тохи» и попросила ее памирскую сюрьму, чтобы нарисовать и на своем лице, как у нее, брови одной черной линией. Кулябский гончар Джалал Саттаров дал поиграть на глиняной кринке-барабане «товлакче». Любовалась «оренбургскими» платками у Мензуры Мавлоновой из Ходжента. У неё их сотнями килограммов покупают не только русские коммерсанты, но и американские. А на картине по мотивам средневековых миниатюр Олима Камалова вдруг увидела современный велосипед.

Ярмарка чередовалась научными конференциями о путях развития ремесленничества, генезисе истоков народных промыслов, о продолжении их исторической линии и о туризме, как аспекте современной экономики Азии. Хватило времени, чтобы полюбоваться тенистыми улицами, обильным базаром, красивыми горожанами и невысоким забором президентского особняка, у ворот которого мы, к нашему удивлению, не увидели солдат с карабинами…

Возвращалась туркменская делегация домой с наградами фестиваля. Повезло на таком же длинном пути увидеть опять, на этот раз воочию древнюю игру купкара, игру смелых, рисковых людей, собравшихся в долине с разных концов Узбекистана, людей имеющих проникновенную и дерзкую любовь к своей азиатской культуре. И хотя опять длинный путь усложнялся переходом двух границ, придирчивыми таможенниками азиатских стран, ничто не погасило радости от прошедшей встреч на фестивале «Диёре хуси», от встреч с настоящей Азией, ее талантливыми людьми, которые мечтают увидеть континент единым, без чащобы границ.

4 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Классная статья! Респект автору! Админ пожалуйста побольше позитива, а то уже от сплошного негатива устали.

Согласен с тобой, Сапар!
Можно было бы сделать на сайте отдельный раздел, посвященный вот таким вот положительным статьям. Новости всегда неоднозначны, а вот отношения людей между собой и культура с большой буквы заслуживает отдельного внимания.
Есть с чего брать пример.

Туркменистан закрыт для «чужих» культур. Пусть попробуют узбеки, таджики приехать к нам, мы им такие визовые режимы и боланок устроим, что сами откажутся.

Базар, в этом вы не правы. Хватит посмотреть даже официальную хронику и сразу осознаете сколько культурных акций и даже с большим размахом проходит в Туркменистане, чего стоят одни только дни культуры разных стран организуемых по дипканалам. Я уже молчу о выездах работников туркменской культуры на разные мероприятия.

Последние сообщения

Дэвид Кэмерон: сотрудничество с Туркменистаном важно для безопасности и процветания Великобритании

24 апреля президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов принял госсекретаря по иностранным делам, делам Содружества и развития Великобритании Дэвида Кэмерона, сообщает госинформагентство ТДХ. На переговорах перспективными для...

Больше по теме