В память о Ярлы Байрамове

Важное

1 сентября исполнится 40 дней со времени ухода из жизни известного туркменского художника Ярлы Байрамова, чьи работы сегодня хранятся во многих зарубежных коллекциях Италии, Франции, США, России….

В родном Туркменистане его картины выставлены не только в музеях страны, в частности, Национальном музее изобразительных искусств,- но и украшают интерьеры самых дорогих и самых лучших отелей Ашхабада.

Солнечный художник, каждое его полотно — праздник красок. Авангард — но очень понятный любому человеку, даже самому неподготовленному. И при этом Ярлы Байрамов оказался далеко недооцененным на собственной Родине. В прежние времена художник был неугоден, потому что не писал индустриальные пейзажи, хлопковые плантации, ковровщиц и пр. А в эпоху независимости Туркменистана пришелся не ко двору именно из-за проявления этой же самой независимости и свободы в творчестве, стремлении к своему, отличному от других, стилю.

«…человек тонкий, чувствующий, ироничный, с внутренним чувством вкуса. Его картины – это не беспредметная живопись. Это просто другая живопись. Это взгляд на привычный мир под иным ракурсом, расширение сознания, философия игры, сказочная анизотропия без малейшего насилия над природой и отсюда — потрясающий эстетический эффект» — из статьи журналистки Елены Кудрявцевой в российском журнале «Огонек».

И ведь правда — кто бы мог подумать, что все эти домики в пустыне, юрты, ишачки, музыканты и белобородые бахши с инструментами и пр. (картины «Горкут-ата», «Творец», «Встреча», «Домики на сваях») могут доставлять такое огромное эстетическое наслаждение. Изящные орнаменты, выразительные силуэты, колоритные национальные костюмы, изумительная, очень гармоничная, цветовая композиция каждого полотна делают их изысканными, заставляя любоваться открывшимся богатством окружающего мира пустыни. Только Ярлы мог так щедро одарить зрителя волнующими образами прекрасной и вечно молодой пустыни, в которой всегда было нелегко выживать, но тем ближе она сердцам тех, кто живет или жил когда-либо тут. И тем ближе людям творчество Ярлы Байрамова, наполненное глубокой жизненной наблюдательностью, человеческим достоинством, творческой индивидуальностью.

Жаль, что он ушел. Жаль, что снова ни словечком нигде в родной стране, которую он так любил и прославлял без преувеличения во всем мире, снова не удосужились помянуть добрым словом Творца в самом высоком понимании этого слова. Жаль, что мы такие неблагодарные.

**

Байрамов Ярлы — Заслуженный художник Туркменистана. Родился в 1942 году.Воспитывался в детдоме. Окончил Ашхабадское художественное училище. В 1968 году закончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии. С тех пор жил и работал в Туркменистане.
Мы только сегодня узнали о смерти художника и выражаем свои соболезнования родным и близким Ярлы Байрамова.

7 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

7 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

очень жаль мои соболезнования марале и всем близким -болезнь никого не щадит.

Какое горе…Ярлы, это, по сути, индульгенция для туркмен. Если спросят: чем вы можете оправдать никчемность своего нынешнего существования, стоит ответить: у нас был Ярлы. Не был, конечно, а есть. А тем, кому выпало счастье с ним дружить, с ним и с Марал, светит со стен туркменское солнце, веселят душу домики его собственной *архитектуры*, бросают тень деревья — он так все это любил…Спасибо, что сообщили, ужасно, что никто не знает… Единственное, что все же скажу: ну ладно, про авангард — это наивно. Но не надо гордится тем, что работы Ярлы висят *в дорогих отелях* — разве французы или испанцы гордились бы,… Развернуть »

Таня,в наших условиях отели- единственная возможность знакомить приезжих гостей с работами наших изумительных живопицев. Ты знаешь, как сильна у нас, к примеру,марыйская школаИх полотна могли бы украсить любой музей.Но истинные творцы не умеют находить рынки сбыта.Да и само устройство наше внутри не способствует. А в отношении авангарда- я лично это понимаю так.Если работа художника заставляет зрителя самому домысливать ее,это и есть авангард.А работы Ярлы наталкивают на размышления.За кажущейся простотой такая философия…не знаю, я это так чувствую.но тебе спасибо.Твои замечания всегда и комментарии очень ценные всегда

Соболезную близким! Жаль! Просто какая-то катастрофическая для нашей Туркмении череда смертей прекрасного и великого советского поколения. А заменить-то некем! Где вы, нашие новые великие?! Президент опомнись, уходит лучший генофонд не передав молодым своих сакральных знаний и опыта!

Работы Ярлы Байрамова выставлены Национальном музее изобразительных искусств на равне с изветсными мировыми классиками и мостодонтами изобразительного исскуства, в том числе и европейского (и не только в этом музее), такого почёта и уважения при жизни удостаивались единицы. И это гововрит о том почтении и уважении к мастеру у нас в Туркменистане. У нас были и есть не только Ярлы Байрамов, но и Иззат Клычев, Нуры Халмаммедов, Беки Сейтаков и много-много других тланатов. И дай бог не поскупиться и сейчас Туркменистан на таланты. И Вы о них, дай Бог, услышите.

Светлая память ему! Перед отъездом купил у него маленькую картину, до сих пор висит в моем офисе..

Где можно купить его работы и какие цены? Может кто то подскажет?

Последние сообщения

AI: под предлогом национальных традиций в Туркменистане ограничиваются права женщин и девочек

Правозащитная организация Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире. Обзорный документ включает в себя...

Больше по теме