Власти Туркменистана пошли на крайние меры, чтобы не допустить выезда за границу ветерана правозащитного движения Солтан Ачиловой, говорится в статье Humans Right Watch под авторством заместителя директора Отдела Европы и Центральной Азии Рейчел Денбер (Rachel Denber).
75-летняя Ачилова должна была вылететь в Женеву для участия в мероприятиях, организованных Фондом Мартина Энналса в честь присуждения ей своей награды. Но в 6:30 в среду, в утро дня вылета, на пороге ее квартиры в столице страны Ашхабаде появились четверо мужчин в медицинских халатах. Они заявили, что у Ачиловой подозревается инфекционное заболевание, насильно затолкали ее в машину скорой помощи и отвезли в инфекционную больницу.
Фарид Тухбатуллин, живущий в Вене правозащитник, который тесно сотрудничает с Ачиловой и несколько раз говорил с ней в день задержания, говорит, что при выходе из квартиры Ачилова попыталась запереть дверь. Один из мужчин выхватил у нее ключ и конфисковал его со словами: «Зачем тебе на том свете ключ?»
Дочь Ачиловой с мужем приехали к ней домой через 15 минут, чтобы отвезти ее в аэропорт, и обнаружили в квартире одного из мужчин в медицинских халатах. Он заявил, что поскольку они контактировали с Ачиловой, им тоже необходимо пройти обследование.
В больнице у Ачиловой взяли анализ крови, но не предоставили никакой информации относительно того, какое именно заболевание у нее подозревают. Позднее ей сообщили, что анализ оказался положительным, и ей придется остаться в больнице на неопределенный период времени.
Ачилову, ее дочь и зятя вынудили остаться в больнице на ночь.
Представление с участием людей в белых халатах, насильно увозящих Ачилову и ее родственников в инфекционную больницу, может показаться эпизодом из фильма-антиутопии, но именно так выглядит суровая реальность при режиме, который боится одной отважной женщины. Власти Туркменистана давно известны своими вмешательствами в свободу передвижения, в особенности таких людей как Ачилова, подвергающих критике крайне репрессивную политику государства.
Причем чаще всего власти просто запрещают пришедшим на паспортный контроль гражданам выезд из страны без каких-либо объяснений. В прошлом году, когда Ачилова и ее дочь пытались вылететь в Женеву — тоже для участия в мероприятии Фонда Мартина Энналса в ее честь, — сотрудники пограничной службы забрали их паспорта, а потом заявили, что они обе не могут выехать ввиду того, что их документы повреждены.
Власти Туркменистана должны немедленно выпустить Ачилову и ее родственников из больницы, где их содержат принудительно, и дать ей возможность вылететь в Женеву, как планировалось.
«Зачем тебе на том свете ключ?»
Даже из Третьего рейха евреи могли выехать в Палестину.
До 1939г. могли, но уезжали практически нищими, поскольку 90% непосильно нажитого изымалось. Да никто особо не горел желанием принимать еврейских беженцев, разве што СССР принял много избранного народа из Польши.
Было такое Соглашение Хаавара, по которому немцы переселили в Палестину 60 тысяч человек. Учитывая, что к началу программы на земле обетованной было всего 180 тысяч евреев, это стало существенной прибавкой к будущему Израилю. Англичане для этой программы создавали визовые сложности, а их политика после вхождения Германии и СССР в Польшу и вовсе поставила на этом всём жирный крест.