Борьба куриного барона

Важное

tkm_deXуберт Гуде

Der Spiegel

Немецкие энергетические концерны, такие как RWE, хотят в числе первых осваивать и эксплуатировать газовые месторождения

Когда речь заходит о деньгах и о газе, правительство ФРГ, похоже, готово закрыть глаза на произвол и беззаконие потенциального партнера.

Экспроприация активов немецкого инвестора в Туркменистане омрачает отношения между Берлином и Ашхабадом.

Красоту Туркменистана с его просторами, на 85 процентов состоящими из песчаных и каменистых пустынь, постигаешь не сразу. Экстремальные перепады температуры; малонаселенные степи; одна правящая партия. Зато по запасам природного газа бывшая республика СССР, граничащая с Ираном, Афганистаном и Узбекистаном, занимает 10-е место в мире.

И потому туркменского министра иностранных дел Рашида Мередова принимали в Берлине по всем правилам дипломатической любезности, включая прогулку по Шпрее и встречу с немецким коллегой Гидо Вестервелле. В столице ФРГ мероприятиям германо-туркменской правительственной рабочей группы «Экономика и торговля» придают большое значение. Представители Минэкономики, Минздрава и Министерства охраны окружающей среды обсуждали с членами делегации дальнейшее развитие двусторонних отношений. Немецкие энергетические концерны, такие как RWE, хотят в числе первых осваивать и эксплуатировать газовые месторождения.

Предпринимателя из Леверкузена Адема Догана, уже приобретшего солидный опыт ведения бизнеса в Туркменистане, на такие мероприятия не зовут. Между тем Доган имеет полное право утверждать, что он был первым крупным европейским инвестором в среднеазиатской стране. Однако когда его птицефабрика в предместьях столичного Ашхабада стала приносить хорошую прибыль, правительство ни с того ни с сего захотело получить 50-процентную долю в капитале компании.

Доган был бы не прочь поговорить об этом деле с министром Мередовым и ожидал, что глава немецкого МИДа Гидо Вестервелле вынесет этот вопрос на обсуждение. Но когда речь заходит о деньгах и о газе, правительство ФРГ, похоже, готово закрыть глаза на произвол и беззаконие потенциального партнера.

В своей квартире в Леверкузене Доган показывает видеозапись, на которой запечатлен финал его туркменской истории. На экране появляются десять солдат и бронемашина. Она снова и снова врезается в стену, пока та не рушится. За этими кадрами следуют виды территории площадью 20 га, на которой вплоть до конца 2007 года располагалась современная птицефабрика.

«Они забрали 21 сельхозмашину, в том числе несколько комбайнов и тракторов для зерновых, — рассказывает предприниматель. — Курятники сровняли с землей вместе с моими курами». В общей сложности военные уничтожили двадцать цехов, рассказывает 51-летний коренастый мужчина, чем-то напоминающий боксера в летах.

Адем Доган живет в ФРГ с конца 70-х годов XX века. Родители, турки по национальности, перебрались в Германию несколько раньше и взяли сына к себе, когда ему было пятнадцать. В 1998 году Доган, до этого продававший подержанные автомобили, решился открыть свое дело в Туркменистане. Один из его знакомых по бизнесу, туркмен, пригласил предпринимателя поприсутствовать на свадебном торжестве на его родине. На рынках Ашхабада Доган обнаружил, что почти все яйца импортируются из Ирана, и подумал: а почему бы не открыть здесь птицефабрику?

Вместе с туркменским товарищем Доган арендовал землю и цеха, инвестировал деньги в оборудование. Годом позднее птицефабрика начала работу; 110  тыс. кур-несушек стали обеспечивать местных жителей свежими яйцами. Инвестиции быстро окупились, Доган расширил производство и удвоил сбыт. Он планировал, что в скором времени сможет снабжать яйцами чуть ли не всю страну; из леверкузенского торговца автомобилями Доган стал куриным бароном Туркменистана.

Однако успех немецкого инвестора пробудил алчность у правительственных чиновников в Ашхабаде. «Министерство обороны, у которого я арендовал землю, захотело получить 50-процентную долю в капитале», — рассказывает Доган. Бизнесмен ответил отказом, после чего познакомился с туркменским режимом поближе. Птицефабрика оставалась то без газа, необходимого для отопления цехов, то без электричества.

Доган несколько лет успешно боролся с каверзами властей благодаря поддержке влиятельных союзников. Первым письмо с протестом в Ашхабад направил тогдашний министр экономики ФРГ Вольфганг Клемент. Его преемник Михаэль Глос тоже вступился за рейнского предпринимателя с турецкими корнями. Наконец, Франк-Вальтер Штайнмайер напомнил ашхабадскому режиму о существовании инвестиционного соглашения между Германией и Туркменистаном. После каждого демарша по диплинии Догана оставляли в покое, но, увы, ненадолго.

В 2006 году ситуация обострилась. Туркменский компаньон Догана на основании неубедительных обвинений был приговорен больше чем к году лишения свободы. «Пришли военные, — вспоминает Доган, — и нас закрыли». С тех пор коммерсант, находясь в Леверкузене, воюет против Туркменистана, против экспроприации и за свои инвестиции «в размере нескольких миллионов евро».

На столе в гостиной лежат девятнадцать папок с экспертными заключениями, оценками, показаниями свидетелей и заявлениями. Доган подает иск в Международный центр по урегулированию ивестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне. Туркменистан входит в число 149 стран, подписавших обязательства по признанию его арбитражных решений.

Усилия Догана отчасти увенчались успехом: в МЦУИСе признали, что его случай подпадает под юрисдикцию Центра и что позиция предпринимателя в значительной степени неоспорима. В частности, арбитражная инстанция располагает свидетельскими показаниями посла Германии в Туркменистане. Ханс Мондорф перед видеокамерой заявил: то, что произошло с Доганом, — одна из самых неприятных ситуаций, с которыми ему пришлось столкнуться в бывшей республике СССР. Посол обратился в Минобороны Туркменистана за разъяснениями, на каком правовом основании оно хотело получить 50-процентную долю в капитале принадлежавшей Догану птицефабрики. Ответ: «Нам не нужно правовое основание. Это требование правительства Туркменистана».

Гость Вестервелле Мередов тоже имеет отношение к данному инциденту. Министр иностранных дел Туркменистана дал МЦУИСу письменные свидетельские показания, в которых опроверг позицию Догана: дескать, все его утверждения об осуществленных инвестициях в Туркменистане являются фиктивными. Доган даже не был зарегистрирован в стране как инвестор или тем более как собственник птицефабрики. Лично дать показания, как требовал МЦУИС, Мередов отказался, мотивируя это плотным графиком.

Тот факт, что вопрос об иске Догана, по всей видимости, даже не планировалось поднимать во время визита Мередова в Берлин, вызывает недовольство даже в рядах правительственной коалиции. Председатель комитета бундестага по внутренним деламВольфганг Босбах письменно обращался к канцлеру Ангеле Меркель и министру экономики Филиппу Реслеру с просьбой о поддержке. Замалчивать проблему нельзя, убежден Босбах. И потому он потребовал от правительства Германии занять четкую позицию. Босбах недоумевает: «Как отношения с Туркменистаном могут быть хорошими, пока в стране ровняют с землей инвестпроекты немецких предпринимателей при помощи военных?» Однако в германском МИДе рассчитывают, что «решение МЦУИСа после его принятия будет выполнено Туркменистаном», и потому не видят необходимости в дополнительном обсуждении данного вопроса в настоящий момент.

Адем Доган тоже не оставляет надежды. МЦУИС должен вынести решение до конца года. Предприниматель требует от Туркменистана компенсацию в размере 46 млн евро; только судебные издержки уже превысили 3 млн евро. На случай, если туркменский режим и после положительного судебного решения не пересмотрит своей позиции, Доган придумал следующий шаг: он намерен настаивать на аресте одного из бортов «Туркменских авиалиний» в аэропорту Франкфурта-на-Майне.

Такая идея только кажется сумасбродной. В 2011 году уже был прецедент, когда конкурсный управляющий добился ареста самолета наследного принца Таиланда, после чего правительство далекой страны согласилось рассчитаться по его долгам.

Источник: ГундогарDer Spiegel

14 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

14 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

«Однако в германском МИДе рассчитывают, что «решение МЦУИСа после его принятия будет выполнено Туркменистаном», и потому не видят необходимости в дополнительном обсуждении данного вопроса в настоящий момент.»
решения пока нет и будет оно к концу года. вот тогда и нужно посмотреть что там решат.

«Министерство обороны, у которого я арендовал землю, захотело получить 50-процентную долю в капитале», — рассказывает Доган
пока нет частной собственности на землю такие случаи с инвесторами будут продолжаться. видно закончился срок аренды земли и она срочно понадобилась министерству обороны под танчики. вот вам и законное основание сравнять фабрику с землей. думаю что там все было сделано грамотно и по законам туркменистана. эта схема уже не раз опробована в туркменистане и никому ничего не заплатили.

Нет, помоему все дело в том что партнер немца был не куринным а нарко бароном. Именно 2006 у нас началась большая компания против нарко бизнеса а он нам лапшу вещает!

История г-на Догана хороший пример ведения бизнеса в Туркменистане. С одной стороны бизнесмен, который начал работать в стране заручившись поддержкой. «…Доган несколько лет успешно боролся с каверзами властей благодаря поддержке влиятельных союзников….» Многие идут именно по этому пути. Ищут крышу, которая все разрулит. И что греха таить заручился он в начале поддержкой ни кого нибудь, а приятеля Мурада, сына Баши. Как он наверное рассчитывал железной поддержкой. Тот занимался бизнесом, сельским хозяйством и сигаретами и вроде еще чем- то. и все в начале шло как по- маслу. Умудрился даже арендовать землю у Министерства обороны! наверно и льготы были, упрощенные таможенные процедуры… Развернуть »

Dovlet,
«Те компании, что сейчас работают в Туркменистане больше чем на 90% чьи-то компании, крышованные».
Вы правы, добавлю, и походу пьесы, отмывают деньги от реализации «порошка».

А у меня следующая ситуация. Я родился и вырос в Т-не, но сейчас живу в России. Мой близкий родственник, русский (живет в А-де), просит меня проинвестировать его проект. Идея очень интересная, бизнес-план составлен грамотно. В А-де этого нет, уверен проект будет успешным. Но…..честно говоря у меня большие сомнения, что русскому дадут успешно раскрутиться в Т-не. Поэтому пока я денег не даю. Оговорюсь сразу, речь идет скорее о малом бизнесе, инвестиции порядка 50-60 тыс. долларов. Мне интересно, есть у кого-нибудь из постоянно посещающих сайт знакомые-бизнесмены (не туркмены), которые занимаются мелким и средним бизнесом в Ашхабаде? Или бизнес- это прерогатива только титульной… Развернуть »

Алекс, «Мне интересно, есть у кого-нибудь из постоянно посещающих сайт знакомые-бизнесмены (не туркмены)» «Но…..честно говоря у меня большие сомнения, что русскому дадут успешно раскрутиться в Т-не». Сомнения Вас не подводят, здесь на сайте ХТ много подобных случаев и фактов описано. Если они своих хавают свои (туркменской национальности) что говорить про других. Тем более, как указано выше, если иностранные компании швыряют, что говорить про наших граждан, которые лишены всех прав и некуда обратится за защитой. Короче, Бледнолицым дороги нет! Не буду описывать сколько он попадёт на все оформления, Вы должны знать, всякие ненужные, разрешительные документы, лапы, и т.д. Сразу скажу это… Развернуть »

Gushgy,
Спасибо за коммент.
Кстати, мне недавно советовали, если хочешь безпроблемно вести бизнес в Т-не, надо находить выход на кого то из родни «самого главного». Если договоришься насчет «доли» — типа все Ок будет, беспричинных наездов не будет. Скажу родственнику — пусть сначала «выход на нужных лиц» ищет, потом посмотрим. Думаю как то так.

Нужен закон о неприкосновенности частной собственности. В противном случае дадут развиваться, а потом отнимут бизнес, как это сделали с МТС. Нужные люди пока не тронут, пока идут деньги. Они как совместные собственники. ГРАБЕЖ. В Туркменистане нет ни одного крупного градообразующего предприятия, которые могли бы служить мотором в экономическом развитии. Предприятия, котрые могут строить города. Красноводский и Сеидинские НПЗ, Марыйский азотный, Красный металлист, все эти предприятия ели волокут ноги из-за глупости властей из Ашгабада.В г.Сейди построены Завод геофизприборов, фабрика прядильная, завод запчастей-они бурьяном растут. Марыйский насосный тоже по видимому заглох окончательно. На базаре я видел, что вилы, тяпки, серпы, бидоны -все… Развернуть »

Люди, ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ в своих обращениях, в аппарат президента и всякие комиссии по надзору при нарушении законности, терпят моральные пытки и беззаконие, ранее это было со стороны Туркменбаши, теперь этого придурка безрогого – Аркадага, из года в год, взывают к соблюдению норм морали, права и гуманизма, но всё безуспешно. Как об стенку горох. А эти равнодушные и чёрствые сухари с ООН, также, как были овцами, так и остались, делают вид, что ничего не слышат и ничего не видят в Туркменистане. Ни одно, обращение, жалобу граждан Туркменистана объективно не рассмотрели, и не проинформировали Комитет по правам человека, пыткам, расовой дискриминации и т.д.… Развернуть »

Мурад, вы правы, хотя очень эмоционально, но к сожалению не все так просто. Европейский союз тоже не един. Есть посольства которые придают большее значение и внимание ситуации с правами человека: это Великобритания, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, США. Никогда вы не услышите слова поддержки от южных стран как Греция, Испания, Италия, страны восточной европы. Франция и германия сосредоточены на бизнесе в Туркменистане, они предпочитают не вникать глубоко в эту ситуацию. Так общие замечения, лишь тогда когда их молчание кажется уже не приличным. ОБСЕ , вы правы, большинство из местного персонала стукачи из КГБ, поэтому ясно и на кого они работают. О… Развернуть »

США и Европа могут когда надо давить на ООН и другие правозащитные организации. Проблема в том, что вся центрально-азиатская линия США и Европы в руках энергетических компаний, а они естественно заинтересованы в стабильности диктатуры. В условиях диктатуры решения принимает один человек, в этм ее выгода для бизнеса. И деловую выгоду если что можно «наклонить» в свою пользу при помощи определенных структур и механизмов диктатуры: налоговые проверки, постоянный торг из-за раздела прибыли. Когда нет сдержек в виду парламента, «кошмарить» своих конкурентов при помощи диктатуры энергетическим гигантам выгоднее всего. А простое население в демократическом мире начинает реагировать только тогда, когда начинается убийство… Развернуть »

Мурад полностью с Вами согласен!!! Европейский бизнес и политическую элиту «прикормить» двумя-тремя жирными контрактами ничего не стоит. Есть Сименс есть европейские энергетические компании, которые туркменскую диктатуру в обиду не дадут.

Думаю, этот визит-турне, помощника генсека ООН по правам человека Ивана Шимоновича в Туркменистан, был «Мягкий» не случайно (по сравнению, с другими среднеазиатскими странами). Так как совпал с юбилейной 20-й Международной выставкой-конференцией «Нефть и газ Каспия» (Caspian Oil & Gas 2013) проходившей в г. Баку. См. «Спрос на каспийский трубопровод растёт», от 06.06.2013. — «Так, недавно Черногория, Албания, Босния и Герцеговина и Хорватия подписали меморандум о взаимопонимании, поддержке и сотрудничестве в строительстве двух газопроводов – TAP и Ионическо-Адриатического (Ionian Adriatic Pipeline, IAP). В распространенном в связи с этим сообщении МИД Черногории отмечается, что «государства-участники выразили полную поддержку проектам TAP и IAP,… Развернуть »

Последние сообщения

Глава МИД Великобритании посетит страны Центральной Азии и Монголию, чтобы обсудить обход санкций и права человека

Бывший премьер-министр, а ныне глава МИД Великобритании Дэвид Кэмерон посетит Туркменистан в рамках поездки по странам Центральной Азии. Он обсудит с...

Больше по теме