Туркмения: от ежегодной амнистии к помилованию в четыре этапа

Важное

Туркменский глава ежегодно позволяет тысячам заключенных выйти на свободу. Практика амнистии либо помилования применялась еще при Ниязове. Бердымухамедов объявляет о помиловании четыре раза в год, но не публикует списки.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов продолжает практику масштабных помилований заключенных, ставшую яркой отличительной чертой правовой системы этой страны еще во времена правления Сапармурата Ниязова. Однако при нынешнем режиме она существенно отличается от «ниязовских амнистий». Глава базирующейся в Вене правозащитной организации Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин отмечает, что Туркменбаши объявлял амнистию один раз в год, на религиозный праздник «Ночь всепрощения».

При Ниязове ежегодно на свободу из туркменских тюрем выходило от семи до девяти тысяч человек. Причем поначалу Туркменбаши объявлял именно амнистию, которая юридически отличается от помилования тем, что под нее попадают не конкретные лица, а категории, например, осужденные по тем или иным статьям, женщины, имеющие детей, ветераны и так далее. Но при таком подходе в списках амнистированных оказывались фамилии тех, кого Туркменбаши по тем или иным причинам не желал видеть на свободе. В этой связи туркменские власти перешли от амнистии к практике помилования по именным спискам. Информированные источники утверждали, что Туркменбаши лично визировал многотысячные списки, причем поименно.

Помилование вместо амнистии

Когда в декабре 2006 года после смерти Ниязова президентом Туркмении стал Бердымухамедов, была создана комиссия по рассмотрению обращений граждан о деятельности правоохранительных органов. Она занималась списками тех, кого должны были помиловать. «Но данные о ее работе публиковались год-полтора, а затем каких-либо упоминаний о заседаниях этой комиссии не было. Сложно сказать, кто сейчас этим занимается, но, полагаю, списки готовятся и проверяются представителями различных ведомств», — рассказал в интервью DW Фарид Тухбатуллин.

В отличие от Ниязова нынешний глава государства решил объявлять о помиловании четыре раза в год, приурочивая его к разным праздникам, в частности, ко Дню возрождения, единства и поэзии Махтумкули. Этот праздник отмечают в Туркмении 18 мая. «Таким образом, число помилованных за один раз сократилось, то есть, например, в августе 2011 года были помилованы 3700 человек. Это не только те, кто сидел в тюрьмах, но и те, кто имел условные сроки или был приговорен к другим видам наказания», — пояснил правозащитник.

По его словам, заметно еще одно изменение подхода властей к помилованию: если при Ниязове списки помилованных, несмотря на огромное количество фамилий, публиковались в туркменской прессе, то теперь эта практика прекратилась. «Сейчас зачастую не указывается даже количество осужденных, которых помиловал президент. Просто объявляется, что он подписал указ о помиловании», — отмечает Фарид Тухбатуллин.

Имен не публикуют

Это подтверждает начальник отдела по политическим вопросам центра ОБСЕ в Ашхабаде Андрей Мунтян. «Я здесь служу ровно год. За последние двенадцать месяцев было пять амнистий. В трех случаях из пяти было опубликовано общее количество помилованных граждан, однако поименные списки не были оглашены. Насколько мне известно, в прежние годы списки публиковали», — сообщил DW Андрей Мунтян.

Один из лидеров туркменской оппозиции в изгнании, Нурмухаммед Ханамов, считает, что это изменение информационной политики связано с намерением властей в Ашхабаде избежать неудобных вопросов и претензий — почему те или иные граждане не были помилованы, тогда как другие вышли на свободу.

С другой стороны, наблюдатели обращают внимание на то, что при Бердымухамедове были прецеденты, когда в числе помилованных оказывались те, кого правозащитные организации называют осужденными по политическим мотивам. Так, в 2007 году была помилована группа лиц из числа осужденных по делу о покушении на президента Ниязова в ноябре 2002 года. Среди них оказался бывший Верховный муфтий Туркмении.

Прецедент Атаева

«А совсем недавно туркменская сторона объявила об освобождении бывшего председателя парламента Туркмении Овезгельды Атаева, который был осужден сразу после смерти Ниязова для того, чтобы Бердымухамедов смог прийти к власти. Ведь по Конституции исполнять обязанности президента вплоть до выборов должен был Атаев», — говорит Фарид Тухбатуллин.

Андрей Мунтян сообщил DW, что новой информации, касающейся освобождения Атаева, у центра ОБСЕ в Ашхабаде нет, поэтому он не может подтвердить или опровергнуть данные сведения. «В отношении Атаева мы приняли к сведению заявление заместителя министра иностранных дел Туркмении, что этот человек отпущен на свободу», — пояснил Мунтян.

Из тюрьмы на свободу… и обратно

В годы правления Ниязова наблюдатели отмечали, что за многотысячными помилованиями, широко рекламируемыми Ашхабадом в качестве свидетельства гуманности Туркменбаши, неизменно следовали масштабные пополнения учреждений пенитенциарной системы. Причем за решеткой вновь оказывались люди, которых президент ранее выпустил на свободу.

Правозащитник Фарид Тухбатуллин это подтверждает. По его словам, когда разом выходило на свободу несколько тысяч человек, многие из них возвращались на криминальную стезю из-за высокого уровня безработицы в стране. Возможно, снизить этот эффект должно было помилование в четыре этапа. Но, говорит Фарид Тухбатуллин, ТИПЧ располагает информацией о всплесках преступности после акций помилования, проводимых нынешним главой государства. Всего, по приблизительным подсчетам правозащитной организации, в Туркмении при Бердымухамедове были помилованы 8-10 тысяч человек.

Источник DW

6 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

6 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Pri turkmenbashi w god oswobozhdali poryadka 9000 chelowek, a seychas hotya w god 4 raza primerno 3500. Hochu skazat seychas nezhelatelnyh mnogo, a melkiye prestupniki mogut w god po 2-3 raza oswoboditsya, wot takoy bespridel.

Сажают не только за преступления а и для запугивания. А отпускают за большие деньги.
Полный беспредел власти.Антинародная власть. Была и будет против народа, пока её не сменят. Кроме нас самих нам никто хорошую жизнь не устроит.

Простая смена власти ни к чему не приведёт. Если даже президентом стал бы гн.Атаев,или пришёл бы к власти либеральный человек,с самыми благими намерениями,у него ничего бы не вышло. В Туркменистане нужна своя болотная площадь,чтобы хоть как то расшевелить власть.

«…Украл, выпил, в тюрьму, вышел… — романтика», хорошая идея. А чегоэт мы расселись возле компов, все на отработку мобил и сумочек, надо выполнить полугодку пока не поймали. Делай что хочешь и ничего за это не будет. Кто поматерее на разбой и грабежи. Зато ни какой наркоты в стране, за нее не отпускают, а так отдохнешь и опять на свободу работать. Спасибо великому пахану не забывает своих. А теперь серьезно. Помилование без списка всеравно что пукнуть и сказать я покакал. Кто поверит что выпустили многих. Есть пример единичный. Соседа взяли за кражу, отсидел пару месяцев и вышел под общюю. Хотя до… Развернуть »

К четырехразовому помилованию перешли потому, что выпускать 9000 за раз — это огромный аврал, даже до дому добраться всем освобожденным было проблемой. С другой стороны, за год накапливалось стольно осужденных, что новых сажать было некуда. Видимо, власти решили «исправлять» преступников таким методом: сначала дают огромный срок за пустячное преступление, затем через полгода человек выходит. Насколько это эффективно — трудно сказать, но, к примеру, незадолго до очередного праздника число нарушителей границы резко возрастает — народ лезет через проволоку в надежде, что если и поймают, то долго сидеть не придётся.

Я думаю, сдедует присмотреться в корень зла. К чему туркмены оппонирующие власть далеко не приучены. Причины такой поверхности понять мне трудно. Хотя и оно и так видно. На самом деле совершенствуется тюремный бизнес, который является одной из крупной в стране сигментом официально разрешенного, но теневого бизнеса. Хотя это можно назвать бизнесом «гиенов» падальщиов, но там крутяться большие деньги и наверно поэтому как то не осмеливается назвать вещи своими именами. Например, что бы представит оборот достаточен элементарный подсчет по общеизвестным среди народа таксам по всей цепочке — от заддержания, следствия, суда, потом начинаются конкретные таксы. Таксы сведания -от 150$ до 350$… Развернуть »

Последние сообщения

«Ключ к свободе в Туркменистане лежит в Кремле». Читатель ХТ расклеивает в России антивоенные листовки

Читатель «Хроники Туркменистана» прислал в редакцию фотографии антивоенных листовок, которые он расклеивает в одном из городов России. В листовках...

Больше по теме