Осколки храма

Важное

Ольга Мехти

Земля, где сейчас расположен сквер Махтумкули, когда-то принадлежала богатому человеку по имени Азам. В конце XIX века к этому владельцу земель из Ирана прибыли представители новой религии бахаи и купили участок в 17 тысяч кв. метров, ограниченные четырьмя улицами. О торжестве закладки первого камня в подробностях сообщила местная газета.

Храм бахаи строили как правильный̆ многоугольник из девяти сторон (по числу девяти мировых религий нашей цивилизации). Двухэтажная лоджия окаймляла пятиэтажную ротонду. Большие врата с портиком, окруженным башнями, и купол, доминирующий над всей композицией. Кирпичные стены храма были покрыты твердой и прочной штукатуркой, а этажные перекрытия были бетонными и поддерживались железными или стальными балками. А вот стенам ротонды от пола до верхней части купола, наоборот, придали легкость и воздушность. На архивных фото хорошо виден этот изысканный персидский декор над «луковичными» проемами.

Храм был окружен пышным садом. Розовые кусты обрамляли все девять хвойных аллей, расходившихся от храма лучами, цветники между ними были декорированы тутами-шелковицами. Зелень отражалась в бассейнах. По аллеям ходили павлины.

В 1948 году землетрясение разрушило город, обвалились и лоджии Машрикуль-Азкара, но крепкие стены удержали зеленый купол первого в мире храма бахаи. А в 1963 году, подложив под фундамент тротил, уже люди взорвали то, что пощадила злая стихия 1948 года: стены храмовой ротонды, которая тянула к небу уцелевший зеленый купол.

Ничего в мире не исчезает бесследно. Идеи зодчих храма оставили следы в архитектуре Ашхабада. Персидские мотивы в «луковичной» форме окон и в орнаментах фасадов еще можно увидеть в домах старой постройки, а ярче всего, как архитектурный перифраз, в заметном произведении зодчих советской эпохи — в арочной колоннаде академического комплекса.

Следы храма остались и хранятся во многих домах вокруг храма.

На утро после страшного Ашхабадского землетрясения верующие пришли посмотреть, что стало с их храмом. Но успели уже побывать там люди в поисках богатств, о которых ходили легенды. Золото, конечно, не нашли, но подобрали различные детали украшений внутреннего убранства храма.

То, что вы видите на опубликованных здесь фото, было обнаружено во время летних поисков. Это керамические плиты со священной культовой надписью, которые украшали парадный вход, а также осколки витражей и прекрасные металлические детали. Некоторые артефакты сейчас хранятся в большом музее Ашхабадской общины бахаи, другие до сих пор держат у себя люди, надеющиеся получить за них немалые деньги. Какие-то «деловые» люди время от времени объявляют, что являются владельцами большой резной деревянной двери храма, конечно же, в ожидании больших денег.

Не будем сейчас говорить о незаконности подобной наживы на деталях памятника истории Ашхабада. Надеюсь, что когда-то все потерянное — фрагменты убранства, фото, рисунки, да и просто рассказы старожилов будут собраны и переданы общине.

6 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

6 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Когда-то на ул. Советская (где-то далеко вверх) был дом, где по выходным собирались ашхабадские бахаи. В середине 90-х, примерно, они там всё ещё были. Интересно, что стало с общиной, она вообще существует?

Да существует по сей день. Бахаи есть в более чем 180 странах мира.

Из Википедии: However, the nation of Turkmenistan revised its religious registration laws such that, in 1995, 500 adult religious adherent citizens were required in each locality for a religious community to be registered.[7] Thus by 1997 the Bahá’ís were unregistered by the government along with several other religious communities.[26] More than just being unable to form administrative institutions, own properties like temples, and publish literature, perform scholarly work and community service projects — their membership in a religion is simply unrecognized: The religion is considered banned,[27] and homes are raided for Bahá’í literature.[9] As of 2007, under these harsh conditions,… Развернуть »

Я с родителями прибыла в Ашхабад через несколько дней после землетрясения. Отец был в саперном батальоне, мама медсестра. Город был в руинах, над которыми возвышался зеленый купол этого храма. Я сразу его узнала на этой фотографии. Гатчина

Какой народ такой правитель

Какой правитель такой народ

Последние сообщения

Кабмин: вывод на полную мощность «Марыкарбамид» и новое здание Центра связи

19 апреля президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов провел еженедельное заседание Кабинета министров, сообщает госинформагентство ТДХ. Курирующий экономику и финансы вице-премьер Ходжамырат Гелдимырадов представил предложение банка «Рысгал»...

Больше по теме