Возвращаясь к теме… Гостеприимство – туркменский бренд

Важное

Дж. Гарагезова

Очень любила в детстве читать про путешествия, но не экзотика далеких стран запомнилась, а больше нравы их жителей. Что там папуасы? Меня, азиатку, европейцы больше удивляли. Например, рассказ российского журналиста 70-х годов, который впервые посетил Голландию. В первый же день его пригласили на день рождения коллеги, и он пошел,  не успев пообедать, и так жалел об  этом потом, ведь за столом лишь обнесли    гостей печеньицем и сладким алкоголем. Потом   в гостиной подали по чашке кофе, а затем была экскурсия по  их огромному дому. Не миновали и подвал, где хозяева с удовольствием показывали огромные окорока, подвешенные на   специальных крючках, запасы картофеля и даже экзотических фруктов. Журналист писал потом в своей статье, что трудно ему объяснить  такую предельную скудость угощения, но посчитал, что это не скупость, а, дескать, они, европейцы, уже давно богаты и сыты, и  уверены, что все вокруг такие. А я уже тогда поняла —  все  дело-то тут  в исторической традиции и менталитете.

Этим детскими впечатлениями хочу продолжить тему о туркменских исторических традициях, начатую статьей «Аламан— это искусство».  Обвиняющие меня в том, что я ратую за возврат традиций грабежа и   рисую туркмен неправомерно злостными, чудовищно не правы. Я  пытаюсь лишь расшевелить народ, вернуть ему историческую память не о мифических героях с саблями, чьи изображения множатся в статуях, коврах и гобеленах президентского дворца. А хочу вернуть веру в самих себя, в их смелых и свободолюбивых дедов, таких же мужественных отцов. И главное, имеющих столько нравственно-духовных качеств, которыми они ярко отличаются в нашем мире. И потому поведу сейчас рассказ о бренде туркмен, по-моему, одном из самых главных.

Путешественники 19 века, несомненно, утрируют кровожадность  участников аламанов,  только потому, что, в основном, получали негативную информацию от  соперников туркмен – от персов и афганцев, но вот другую традицию туркмен – гостеприимство и искреннее желание угостить гостя – они почувствовали  на себе.

Кто-то утверждает, что гостеприимство началось в Азии с сурового закона Чингизхана — в завоеванной им стране открывать двери каждому путнику и кормить, и давать ночлег.

Но гостеприимство азиатцев это, несомненно, отголосок раннеземледельческой культуры. Этнографы, занимавшиеся изучением этого вопроса, считают, что традиция эта зародилась, когда  поселения  были  на далеком друг от друга расстоянии. Если бы люди не поддерживали друг друга, то  они бы не выжили бы. Правила гостеприимства были рождены в сердцах коренного народа много веков назад и сохранились в современной жизни практически неизменными и даже  сакральными, например, в отношении к хлебу, к скатерти. Очень дурной приметой считается наступить на сачак или запачкать. Со временем из культового ритуала эти традиции уже перешли в ритуалы  туркменского этикета.

При Исламе древняя традиция получила духовную окраску. Считалось, что в облике незнакомца к человеку может постучаться сам Аллах. Потому надо любому гостю подать самое вкусное, иногда даже последнее, а если есть возможность, то и зарезать барана. Это жертва Всевышнему. Веками выработан на нашей земле особый ритуал пиршества. Перед тем как туркмен начнёт наслаждаться трапезой, он в обязательном порядке будет славить Всевышнего. А потом чай.  За пределами  моей страны я страдаю, прежде всего, от  отсутствия земляков, которые понимают все тонкости  долгих туркменских чайных церемоний. Чудо чайного напитка   хорошо прочувствовал китайский поэт древности Ло Тунг: «Первая чашка увлажняет мои губы и горло; вторая уничтожает мое одиночество; третья исследует мои сухие внутренности, чтобы найти в них пять тысяч томов странных знаков; четвертая чашка вызывает мягкую испарину – все печали жизни уходят через поры; с пятой чашкой я чувствую себя очищенным; шестая возносит меня в царство бессмертия; седьмая… ах, но я больше не могу. Я чувствую лишь дыхание прохладного ветра, который поднимается в моих рукавах»

Потом  подают или чорба, или гайнатма,  или дограма, и обязательно плов. В дневнике одного русского офицера царской армии, прочитала  записку  с рецептом изготовления «палова». Видимо так поразило это кушанье его, что он решил научить готовить его  свою жену. Любого гостя в Туркмении встречают радушно и обильно, но есть и понятие «почетный гость». Это уважаемый яшули или бахши, гость из далекой страны, например, тот же журналист, или  старый друг, с которым давно не виделись. Для такого человека готовится особое блюдо «келле-баш-аяк». Оно  готовится долго,  а едят с  пылу- жару и без остатка.

Конечно, о способах готовки деликатесов туркменской кухни можно говорить часами.

Напомню, что туркмены и сейчас выделяют  лучшую комнату только для гостей, и судят о человеке по тому, как он принимает гостей.

Но у меня, как всегда, разговор с бытового перескакивает на исторический, а то и политический лад. И  опять вопросы мои требуют вашего, друзья, подтверждения. Разве народ, который славится издавна традиционным гостеприимством, радушием, и у которого основополагающий девиз жизни: «Моя честь — это честь моей семьи, моего племени, моего народа»,  менее  нравственен,  душевен, человеколюбив, менее добр, чем европеец, который живет по принципу «Мой дом – моя крепость».

В эпоху, когда кроилась территория земного шара,  предки туркмен строили могущественную империю, захватывая новые и новые территории. И Нидерландская империя, с которой я начала рассказ, за свою историю завоевала множество чужих территорий во многих частях мира. Но что-то приключилось, эти европейцы потеряли основной принцип родственных отношений, гостеприимства. Мое противопоставление не направлено на оскорбление другого народа, а только для того что бы поднять самооценку моих земляков, живущих сейчас в состоянии вынужденного раболепия.

Но посмотрите! Тем не менее, до сих пор первое, на что всегда обращают внимание приехавшие впервые в нашу страну, это на безграничное радушие и гостеприимство ее жителей.  Не исчезло оно! Терпеливы мои земляки, а это качество тоже воспитано трудным историческим путем.

13 КОММЕНТАРИИ

Отслеживать
Уведомлять меня

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

13 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
View all comments

Было радушие, гостеприимство, но людей измучили трудная жизнь и бесправие. Драки в очередях, ссоры между соседями, даже между велаятами, между «племенами» идут распри. Исчезла простота, прав тот у кого больше денег.
Я, конечно, ничего не имею против статьи. Но постепенно мое сердце оттаивает, жаль что на моей Родине это было невозможно. Жаль, что я прожив добрую половину жизни на земле своих дедов и прадедов, начала поднимать голову в чужой стране ставшей моим новым домом.

Возрождать Истор. Память Народа важно. Ваше ощущение созвучно словам Германа Гессе: “Жить духом только в настоящем – непереносимо и бессмысленно; Духовная Жизнь вообще делается возможной только через Постоянную Связь с былым, с Историей”. Сравним нац. политику в Союзе. Нарком просвещ. А. В. Луначарский ставил задачу советской школе так: «преподавание Истории в направлении создания Национального Чувства должно быть отброшено»!!! Троцкий заклинал: «Будь проклят патриотизм»!!! А ведь Национальная История важная составляющая Духовного Мира Личности и Настоящая Культура Народа формируется только как Национальная. О трагизме перегибов в этой сфере писатель Федор Абрамов: «Народ умирает, когда становится Населением. А Населением он становится тогда, когда… Развернуть »

Аламан (разбой, грабеж), гостеприимство присущи всем народам в тот или иной исторический период. Это не монопольное право одного народа… Два примера гостеприимства: «…Ходжа-Бузурк, высокочтимый святой …собрал 400 дукатов для Медины. Доставить эту сумму поручили мулле Асаду, известному своей святостью…и, когда он однажды отошел на несколько шагов от каравана, на него напали два туркмена и похитили все деньги, все его добро. Ни мольбы, ни напоминания о священной миссии, ни угрозы страшными карами — ничто не могло ему помочь…» «…Ханджан заметил, что по туркменскому обычаю гость считается самым дорогим членом семьи и что теперь мы можем беспрепятственно ходить повсюду не только среди… Развернуть »

Г-жа Дж. Карагезова пишет: «Я пытаюсь лишь расшевелить народ, вернуть ему историческую память …» «Я еще с детства помню сторожевые башни на холмах Фирюзы и Чули. Пионервожатые говорили, что это персидские кала. На самом деле это была выверенная туркменскими племенами…» Как можно расшевелить народ искажая историческую правду (память)??? Фирюза — «После завоевания Россией Южного Туркменистана принадлежал Ирану. Только в 1893 по ст. 2 Тегеранской конвенции Фирюза передавалась Российской империи (Закаспийской обл.) в обмен на земли Азербайджана по р. Аракс у крепости Аббас-Абад.» И немного о фото на заставке Аламан: на фото туркмены с погонами или Туркменской конной милиции или Туркменского… Развернуть »

насколько я помнил, текинцы до геоктекинской битвы были подданными Персии…
И еще в конную дивизию брали и тех, кто прославился в аламанах….
Пока не вижу искажений, а факты Ваши очень интересны.

«Обвиняющие меня, что я ратую за возврат традиций грабежа и рисую туркмен неправомерно злостными, чудовищно не правы. Я пытаюсь лишь расшевелить народ, вернуть ему историческую память не о мифических героях с саблями, чьи изображения множатся в статуях, коврах и гобеленах президентского дворца. «… Думаю, никто не будет обвинять Вас в желании возвратить грабежи. Но и героизировать, по сути разбойников не стоит. Это не лучший путь заставить почувствовать гордость за своих предков…

А что по сути изменилось? Грабежи остались, только видоизменились и узаконились.

Беда наша общая, что не хотим видеть плохое. Давайте нам только героическое! А ведь на ошибках учатся. Надо говороить обо всем, что реально было в истории. Это честно

Сейчас в Туркменистана гостеприимства не осталось, люди друг другу враги, полная дескриминация и деградация

Ответ Невзначай… «насколько я помнил, текинцы до геоктекинской битвы были подданными Персии… И еще в конную дивизию брали и тех, кто прославился в аламанах…. Пока не вижу искажений, а факты Ваши очень интересны.» Хорошо, так мягко выкрутились, что нет ИСКАЖЕНИЙ…!!! Тогда продолжу: 1.Возможно, что часть теке и была поддаными Ирана, но хороши те подданые, которые грабят (аламан) страну, поддаными которой они являются!!!Диссонанса нет? Возможно, поддаными была часть иомудов, кочующие в Туркмен сахра, анаули, которые ушли за Копет-даг в Персию, т.к. теке их вытеснили…и многие другие…??? Мало того, персы помогали русским при осаде Геок-Тепе, разрешив использовать Гермаб в качестве базы и… Развернуть »

Ответ Невзначай 2.Посмотрите ист. карты до 1881 года, Фирюза находится на тер.Персии, а после 1892 года на тер. РИ. В Фирюзе, как и в Багире, проживали(ют) курды, подданые Персии.Такие курдские поселение создавали вдоль границы, как заслон от набегов (аламана). условная Граница между курдами и туркменами, проходила в ущелье,примерно где сейчас расп. ресторан Марал.Посмотрев в горы можно увидеть разр.крепость, Гыз Кала, где происходил обмен и продажа пленных и женщин(это под вопросом, так старшие говорили)??? 3.Был конный полк (а не дивизия) развернут в 1914 году.С аламаном было в основном поконченно в 1885 году. Брали лучших, но не аламанщиков, кто участвовал в аламане… Развернуть »

Просрали уже давным давно все свои традиции. Сейчас хорошей традицией у туркмен считается прийти к другому туркмену, снести его дом, уничтожить его тамдыр, сломать всё что он делал и строил, замазать ему окна черной краской, запретить ему ходить по улицам. Туркменский бренд превратился в туркменский бред.

«Бред» — точно в цель! Спасибо за Ваш комментарий. Вот и я о том же, с таким гостеприимством ходили вздрагивая по своей земле. В сравнивнении осознала все это :»)
Недозревшее, духовно на глазах беднеющее общество не расшевелить никакими напоминаниями о былом «гостеприимстве». Был гостепреимен советский народ в ТМ, многонациональный, сплоченный (туркмены в том числе). Последние 15 лет одна деградация и злоба.

Последние сообщения

Туркменистан обсудил с китайской компанией Weichai модернизацию сухогруза «Сапармырат Ниязов»

На судостроительном и судоремонтном заводе «Балкан» состоялась встреча с представителями китайской машиностроительной корпорации Weichai, на которой обсуждались вопросы модернизации...

Больше по теме